11 класс Урок № 23 Дата проведения _____________ ТЕМА: Структура и функции хромосом. Тип урока: урок-лекция УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2012 Уровень обучения: базовый Цель: сформировать представление о хромосомах как носителях наследственной информации и видовой специфики хромосом. Задачи: 1) Создать условия для формирования знаний учащихся о строении и функциях хромосом. 2) Продолжить развитие умений работы с учебником, рисунками. 3) Формирование положительного отношения к научным исследованиям, биологическим специальностям. Оборудование: компьютер с проектором, учебник, интерактивная доска, электронная презентация, таблица «Кариотипы организмов», раздаточный материал. ХОД УРОКА: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика I.Организационный момент (2 мин) - приветствие - наличие учащихся (отмечает отсутствующих в журнале) - готовность к уроку II. Проверка знаний 1) Проверка заполнения домашней таблицы с. 132 - 3 задание. 2)Тестирование по теме: Деление клетки (Тренировочные тесты ФИПИ. Открытый банк заданий. Задания с 1 по 23 на двух страницах можно распределить на 2 варианта) 3)Тестирование по теме: Деление клетки (Выполнение задания I части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ - 3 вариант) Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки: Типы деления клеток А) митоз В) мейоз Отличительные признаки 1. Происходит одно деление 2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). 3. Нет конъюгации 4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение 5. Два последовательных деления. 6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления 7. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки). 8. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК. 9. Есть конъюгация 10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки) 11. В метафазе по экватору выстраиваются все удвоенные хромосомы раздельно 12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов 13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни 14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости) Решают тесты III. Актуализация знаний, повторение изученного материала (основных терминов и понятий) ВСПОМНИТЕ: - Во время деления клетки (митоз, мейоз) хроматин преобразуется в хромосомы Схема строения наследственной информации Ядро - хроматин - хромосома - молекула ДНК - ген (участок ДНК) !!! Хроматин и хромосомы — различные формы пространственной организации дезоксирибонуклеопротеидного комплекса, соответствующие разным фазам жизненного цикла клетки. Фронтальный опрос. IV.Оздоровительный Физминутка для глаз и туловища. Выполняют физминутку для глаз V. Изучение нового материала 1В. Хромосомы - это цитологические палочковидные структуры, представляющие собой конденсированный хроматин и появляющиеся в клетке во время митоза или мейоза. В эукариотических клетках ДНК образует комплексы с белками и имеет специфическую пространственную конформацию, образуя хромосомы. 1.1. Химический состав хромосом такой же, как и хроматина: 1) ДНК (30–45%), 2) гистоновые белки (30–50%), 3) негистоновые белки (4–33%). 1.2. Виды хромосом: В зависимости от положения центромеры выделяют: а) равноплечие - (1), б) умеренно неравноплечи или одноплечие - (2), в) резко неравноплечие - хромосомы (3, 4) 5 — центромера; 6 — вторичная перетяжка; 7 — спутник; 8 — хроматиды; 9 — теломеры. 1.3. Строение (морфология) хромосом: Метафазная хромосома (хромосомы изучаются в метафазу митоза) состоит из двух хроматид (8). Любая хромосома имеет первичную перетяжку (центромеру) (5), которая делит хромосому на плечи. Некоторые хромосомы имеют вторичную перетяжку (6) и спутник (7). Спутник — участок короткого плеча, отделяемый вторичной перетяжкой. Хромосомы, имеющие спутник, называются спутничными (3). Концы хромосом называются теломерами (9). !!! Хроматин не реплицируется. Реплицируется только ДНК. Дополнительный материал: Что такое теломеры? На концах хромосом имеются участки, не несущие наследственной информации – теломеры. Их укорочение не приносит вреда; у человека они рассчитаны примерно на 60 репликаций. Больше 60 раз (число Хейфлика) клетки человека поделиться не могут, поскольку концевая недорепликация начинает затрагивать гены. 2В. Образование хромосом, компактизация хроматина. - Основу хромосомы составляет одна непрерывная двухцепочечная молекула ДНК; длина ДНК одной хромосомы может достигать нескольких сантиметров. Понятно, что молекула такой длины не может располагаться в клетке в вытянутом виде, а подвергается укладке, приобретая определенную трехмерную структуру, или конформацию. - В процессе преобразования хроматина в хромосомы ДНК образует не только спирали и суперспирали, но еще петли и суперпетли. Поэтому процесс формирования хромосом, который происходит в профазу митоза или профазу 1 мейоза, лучше называть не спирализацией, а конденсацией хромосом. 3В. Кариотип — совокупность сведений о признаках метафазных хромосом (их числе, размерах, форме и деталях и микроскопического строения) в клетках тела организма того или иного вида (от греч. karyon – орех, ядро ореха и typos – образец, форма). Кариотип дрозофилы: 1 – самки; 2 – самца Аутосомы — хромосомы, одинаковые для мужского и женского кариотипов. Половые хромосомы — хромосомы, по которым мужской кариотип отличается от женского. Соматические клетки содержат диплоидный (двойной — 2n) набор хромосом, половые клетки гаплоидный (одинарный — n). Хромосомы диплоидного набора разбиваются на пары; хромосомы одной пары имеют одинаковое строение, размеры, набор генов иназываются гомологичными. Гомологичные хромосомы в одинаковых локусах несут аллельные гены (Аа, АА) У представителей разных видов кариотипы разные, одного вида — одинаковые. Мужчины гетерогаметны (ХУ), а женщины гомогаметны (XX). Рис. Идиограмма — графическое изображение кариотипа человека У каждого человека имеется два набора из 22-х хромосом, X-хромосома от матери и X- или Y-хромосома от отца. То есть, хромосомный набор человека (2n = 46, n = 23) содержит 22 пары аутосом и 1 пару половых хромосом. !!! Аутосомным хромосомам присвоены номера от 1 до 22 в порядке убывания по мере уменьшения их размера. При окрашивании хромосом становится очевидной полосчатая структура митотических хромосом. Каждая полоска содержит многочисленные нуклеотидные пары ДНК. Записывают тему урока и вопросы Ученик рассказывает подготовленное дополнительное сообщение 4В. Функции хромосом: 1) хранение наследственной информации (хромосомы являются носителями генетической информации); 2) передача наследственной информации (наследственная информация передается путем репликации молекулы ДНК); 3) реализация наследственной информации благодаря воспроизводству того или иного типа и-РНК и, соответственно, того или иного типа белка осуществляется контроль над всеми. 5В. Видовая специфика хромосом. Форма хромосом, их число, размеры, расположение центромеры, наличие вторичных перетяжек всегда специфичны для каждого вида, по ним можно сопоставлять родство организмов и устанавливать их принадлежность к тому или иному виду. Постоянство кариотипа, свойственное каждому виду, выработалось в процессе его эволюции и обусловлено закономерностями митоза и мейоза. Однако в процессе существования вида в его кариотипе вследствие мутаций могут произойти изменения хромосом. Некоторые мутации существенно изменяют наследственные качества клетки и организма в целом. Постоянные характеристики хромосомного набора – количество и морфологические особенности хромосом, определяемые главным образом расположением центромер, наличием вторичных перетяжек, чередованием эухроматиновых и гетерохроматиновых участков и пр., позволяют идентифицировать виды. Поэтому кариотип называют «паспортом» вида. VI. Закрепление знаний С. 135 (1-4 в.) - Чем характеризуется видовая специфика хромосом? - Каково её практическое использование? (селекция, кариосистематика) контроль учителя VII. Подведение итогов Рефлексия 1. Что вы считаете для себя главным открытием сегодняшнего урока? 2. Что было самым трудным? 3. О чем бы я хотел узнать дополнительно? 4. Чем мне пригодятся знания и умения, полученные сегодня на уроке? выставление оценок в дневник VIII. Домашнее задание. - п.24; - с. 133 рис.46 Записывают д/з
Автор(ы): Абдульманова Н. А.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx