Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 17 Клетка как этап эводюции

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №17
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Клетка как этап эволюции живого в истории Земли».
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 2 «Клеточный уровень жизни»
    Цели урока: проследить этапы появления эукариотической клетки; выяснить в каком направлении двигалась эволюция эукариотической клетки; сделать вывод о значении появления эукариотической клетки для эволюции.
    задачи урока:
    а) сформировать понятие об основных этапах эволюции клеточной формы жизни;
    б) расширить и углубить знания старшеклассников о клеточном уровне живой материи;
    в)  развивать логическое мышление 
    
    оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие строение прокариотической и эукариотической клеток.
    
    Содержание урока:
    
    1. Организация школьников на урок.
    2. Проверка знаний.  Выполнить задание. Завершите утверждения, заполнив пропуски.
    1) Структурными основными элементами клеточного уровня выступают …
    2) Прокариоты и эукариоты выражают законы… формы жизни.
    3) На свойства биосистем клеточного уровня влияют системы … уровня и … уровня.
          3.  Изучение нового материала
    Клетки  являются основными структурными единицами  живых организмов, поскольку именно из клеток состоят все организмы. В то же время сами клетки оказываются  особыми биосистемами, имеющими особые свойства и существующими по своим  специфическим законам.
    Примечательно, что ряд свойств клетки как  единицы особого уровня организации  живой материи, возник путем слияния  и взаимодействия свойств предыдущего- молекулярного уровня.
    Из  различных молекул сформированы все компоненты клетки, и в клетке протекают все биохимические  реакции между молекулами простых  и сложных химических соединений. Поэтому многие свойства клетки зависят  от молекулярного уровня-состава  его компонентов и их роли в  клетки.
    Большое значение имеет то, что именно на клеточном уровне произошло первоначальное в истории Земли появление  и обособление целостных самостоятельных  биосистем виде элементарной живой  клетки. При этом  клетка стала  основной единицей жизни и элементарной формой жизни
     (рассказ учителя). 1 Этап Возникновение жизни на Земле - 3,5 млрд. лет назад 2. Этап Образование молекул белков и ДНК или ДНК – подобных макромолекул. 3 Этап Появление автотрофного питания, в частности фотосинтеза; аэробного дыхания; Эукариотическая клеточная организация; полового размножения и многоклеточности. Эволюция эукариотических клеток шла в направлении увеличения разнообразия форм клетки, ее размеров, внутренней структуры и функций биохимических систем при сохранении общего для всех клеток аэробного метаболизма. Эукариотическая клетка возникла из прокариотической около 1 млрд. лет назад. Важнейшим шагом в эволюции эукариотических клеток является возникновение митоза. Именно митоз с его точным разделением и распределением хромосом между дочерними клетками и точной передачей наследственных свойств сделал возможным появление многоклеточности. С возникновением многоклеточности появилась дифференциация клеток. .     
       Лабораторная работа "Изучение строения растительной и животной клетки"  
    Тема: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
    Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения. 
    
    Оборудование:
    кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, 
    чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, 
    Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.
    Ход работы:
    1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
    2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
    3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
    4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
    5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
    6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
    7. Сделайте вывод о проделанной работе.
    Вариант № 1.
    Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
    
    Сходства
    Отличия
    
    
    Вариант № 2.
    Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
    
    Клетки
    Цитоплазма
    Ядро
    Плотная клеточная стенка
    Пластиды
    Растительная
    
    
    
    
    Животная 
    
    
    
    
    
    В ходе проведения лабораторной работы учащийся должен научиться: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.
                                                                                                                
    Отличие растительной клетки от животной 
           Наличие клеточной стенки.
     Наличие пластид.
     Наличие крупных вакуолей. 
    Отличие животной клетки 
    Существенные отличия наблюдаются только в их покровах.
           Большинство животных клеток покрыты только плазмалеммой, хотя у многих существуют различные дополнительные структуры, усложняющие строение клеточного покрова и обеспечивающие усиление его защитной функции (гликостили, тегументы, чешуйки).
             Наличие гликокаликса, который способствует усилению покровов животной клетки, но в большей степени выполняет рецепторную функцию. Выход организмов из водной среды на сушу способствовал дальнейшей дифференциации эукариот. Ткани многоклеточного организма Группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, называется тканью. Ткани растительного организма Вывод: Клетка, появившаяся в процессе эволюции миллиарды лет назад, приобрела характер биосистемы, представляющей собой жизнь.
    1.Возникновение фотосинтеза и хемосинтеза у примитивных прокариот – ароморфозы  в развитии жизни на ранних этапах эволюции организмов (рассказ с элементами беседы).
       Более 3 млрд. лет назад появились фотосинтезирующие организмы (какие?), что привело к возникновению процесса фотосинтеза (ароморфоз – путь эволюции).
    Проблемные вопросы:
    Скажите, с каким процессом связана жизнедеятельность современных живых организмов на Земле? (процессом фотосинтеза).
    Появление, каких организмов является основным качественным переходом в биологической эволюции? 
          Наиболее древней  клеточной формой была, вероятно, примитивная  прокариотическая клетка, возникшая  около 3,5 млрд. лет назад. Клетки этого  типа вначале использовали для своего существования и размножения  органические молекулы небиологического происхождения из «первичного бульона». В условиях истощения пищевых  ресурсов появившаяся способность  самостоятельно ( автотрофно) синтезировать  пищу с помощью энергии Солнца из неорганических веществ- воды и углекислого газа- давала огромное преимущество.
           Возникновение фотосинтеза у примитивных  прокариот- крупный успех (ароморфоз) в развитии жизни, достигнутый на ранних этапах эволюции организмов.
    В дальнейшем у примитивных прокариотических клеток стали формироваться особые механизмы синтеза и энергетического  обеспечения. Так среди древних прокариот выделились цианобактерии (синезеленые водоросли) , способные к фотосинтезу, т. е. обладавшие автотрофной энергией. У клетки появились особые внутриклеточные структуры, способствовавшие осуществлению процессов синтеза органических соединений и послужившие основой для второго важного шага (ароморфозы) в эволюции живого – развития аэробного типа обмена веществ. 
    
    Вывод: появление фотосинтеза и накопление кислорода в атмосфере вызвали к жизни многочисленные новые формы живых организмов и способствовали более широкому использованию ими окружающей среды
    1) Химический состав первичной атмосферы и ее свойства (рассказ учителя).
    2) Возникновение многоклеточности – важнейший шаг в  эволюции эукариотических клеток (беседа с элементами рассказа, использованием таблиц).
    Земля с момента  возникновения в Солнечной системе  претерпела разные состояния своего космического развития. Помимо определенных по времени геохронологических этапов формирование земной коры и органического  мира выделяют стадии качественного  развития нашей планеты.
    Важнейшим событием в появлении жизни стало образование  РНК и ДНК или ДНК-подобных макромолекул, обладавших теми свойствами, которые сейчас находят в качестве генов. Далее на протяжении примерно 2 миллиардов или более лет в  процессе биологической эволюции происходили  непрерывные преобразования жизненных  функций живой клетки: питание, размножения  и ее структурной организации, имевшие  важное значение для последующего развития живых форм. Главнейшими шагами в  эволюции живого стали: автотрофное питание, в частности фотосинтез; аэробное дыхание; Эукариотическая клеточная организация; половое размножение и многоклеточность.
    Наиболее древней  клеточной формой была, вероятно, примитивная  прокариотическая клетка, возникшая  около 3,5 млрд. лет назад. Клетки этого  типа вначале использовали для своего существования и размножения  органические молекулы небиологического происхождения из «первичного бульона». В условиях истощения пищевых  ресурсов появившаяся способность  самостоятельно ( автотрофно) синтезировать  пищу с помощью энергии Солнца из неорганических веществ- воды и углекислого газа- давала огромное преимущество.  
    Дыхание.
    Клеточным дыханием называют совокупность протекающих  в каждой клетке ферментативных процессов, в результате которых молекулы углеводов, жирных кислот и аминокислот расщепляются, в конечном счете, до углекислоты и воды, а освобождающаяся биологически полезная энергия запасается клеткой и затем используется. Многие ферменты, катализирующие эти реакции, находятся в стенках и кристах митохондрий. Все живые клетки получают биологически полезную энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с одного энергетического уровня на другой
    
    2.Возникновение митоза и его роль в точном разделении и распределении хромосом  (рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц).
    4.   Итог урока.
    1. Клеточная форма организации живого, возникнув однажды в виде живой элементарной системы (биосистемы), стала основой всего дальнейшего развития органического мира.
    2.  Эволюция бактерий, цианобактерий (сине-зеленых водорослей), различных водорослей и простейших целиком происходила за счет структурных, функциональных и биохимических преобразований клетки.
    3. В ходе эволюции было достигнуто поразительное разнообразие клеточных форм, однако общий план строения клетки не претерпел принципиальных изменений.
    4. В процессе эволюции на основе одноклеточных форм жизни зародилась многоклеточность и возникла специализация клеток.
    
    5.  Домашнее задание: изучить записи в тетради, отвечать на вопросы
     Вывод.
    Таким образом, клетка является основной формой и элементарной единицей организации  живой матери. Из клеток построены  все живые существа на Земле. Объединение  комплекса внутриклеточных структур и биологических молекул в  единую, целостную, дискретную биосистему как единицу жизни; способность  передавать наследственную информацию от клетки к клетки - основные особенности клеточного уровня жизни.
     
    
     

    Автор(ы): Саламатова Л. Н.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx