Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 13 Генетические основы селекции

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 13
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2014
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Генетические основы селекции»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме:  «Основы генетики»
    Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.
    Задачи:
    - образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом;
    - развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
    - воспитательная: половое воспитание- формировать представление о различиях мужского и женского организмов
    
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Умение формулировать и комментировать основные термины, понятия и закономерности        
    Личностные: 
     Осознание важности приобретения знаний в области биологии.         
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации.
     Регулятивные:
    Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности.
     Коммуникативные: 
    Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме.
    Техническое обеспечение урока: компьютер
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Наследование, сцепленное с полом». 
    
    
    
    
    Содержание урока
    
    Тип урока: комбинированный. 
    Метод проведения: проблемная беседа, объяснение. 
    Требования согласно программе: 
    Ученик должен
    иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцеп­ленных с полом;
    знать:  определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;
    уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяс­нять выявленные закономерности.
    Обеспечение занятия:
    наглядные пособия:  презентация;
    
    Ход  урока
    1.	Организационный момент.
    приветствие;
    подготовка аудитории к работе;
    2. Проверка знаний учащихся.
    Фронтальный опрос, выполнение заданий у доски
    3.	Мотивация учебной деятельности
     Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. 
    Актуальность знаний о генетике пола в личной жизни.
    4.     Изложение нового материала.
    Тема: Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
    План темы	
    1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.
    2.Хромосомное определение пола. 
    3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.
    5. Закрепление изученного материала
    
    6.Сообщение домашнего задания.
    (параграф 12 стр. 56),вопросы после параграфа, решить задачу + задание для учащихся, интересующихся биологией.
    7. Подведение итогов урока.
    1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.
    2. Оценить работу учеников во время урока.
    
     Фронтальный опрос 
    I. Задания на составление логических цепочек	 (слайд 2)
    Объедините данные понятия в логическую цепочку.
    
    1. ГЕН,  Белок (фермент),    Химическая реакция,      Признак.
    Ответ : ген служит основой для построения белка, белки-ферменты управляют химическими реакциями, в результате которых формируются признаки организма.
    2. Генотип;     Фенотип;     Окружающая среда
    Ответ: генотип – это система взаимодействующих генов организма. Внешнее проявление генотипа называют фенотипом. Фенотип формируется в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой.
    3.Ген;   Геном;      Генотип;     Генофонд
    Ответ:
    Ген – участок молекулы ДНК содержащий информацию о первичной структуре одного белка
    Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом
    Генотип- совокупность всех генов организма
    Генофонд – совокупность генов группы особей популяции или вида.
    II.  Задания на определение типа скрещивания 
    1. Какая из предложенных схем  соответствует моногибридному скрещиванию?
    1) АВ  х  ав
    2) Ав  х  аа
    3) Ав  х  АА
      4) Аа  х  Аа
    2. Какая из предложенных схем  соответствует дигибридному скрещиванию скрещиванию? (
    1)  АВСД  х  аавв
    2) Аа Вс  х  ааСС
    3) ААвв  х  ААВВ
    4) АаВС  х  АаВВ
    3. Какую из записей  можно отнести к анализирующему скрещиванию? 
    1) Ав  х  ВВ
    2) Аа  х  аа
    3) Ав  х  аа
    4) Аа  х  Аа 
    III.  Задания на знание законов Г.Менделя 
    
    1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство?
    1) Аа  х  аа
    2) Аа  х  АА
    3) АА  х  аа
    4) Аа  х  Аа
    2. Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя? 
    1) 1:2:1
    2) 2:1:1
    3) 3:1
    4) 2:1
    3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя? 
    1) 1:2:1
    2) 9:3:3:1
    3) 6:3:3:1
    4) 3:1
    IV. Задания на соответствие  
    
    1.Составьте пары аллельных признаков гороха
    
    1. Жёлтая окраска семени
    А) белая окраска цветка
    2. Гладкая поверхность семени
    Б) зелёная окраска семени
    3. Красная окраска цветка
    В) морщинистая  поверхность  семени
    
    Ответ: 1-Б,2-В,3-А
    
    2. Укажите среди указанных генов 
    А.аллельные                                          1) аА               6) ВВ
    Б. неаллельные                                      2) аа                 7) Вв
                                                                   3) ав                 8) Ав
                                                                   4) аВ                 9) вв
                                                                   5) АА               10) АВ
    Ответ: А.аллельные -1,2,5,6,7,9           Б. неаллельные - 3,4,8,10
    3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами 
    1. ААВВ
    А) аВ; ав
    2. АаВВ
    Б) ав;ав
    3. ааВв
    В) АВ; АВ
    4. аавв
    Г) АВ; аВ
    
    Ответ: 1-в, 2-г, 3-а,4-б
    V.  Задания по подсчёту гамет 
    -	Как ведется подсчет гамет у полигибридов?
    Ответ: с помощью формулы 2n  ? где  n-число гетерозигот.
    Сколько и какие типы гамет может образовать организм гено­типа
    ААВвСс
    АаВвСсДд
     Аа Вв Дд ЕЕ?  Какие гаметы образуются?
    
    23 = 8 типов гамет:
    1)АВДЕ;	5) аВДЕ;
    2)АВдЕ:	6) аВдЕ;
    3)АвДЕ;	7) авДЕ;
    4)AвdE;	8) aвdE.
    
    Для первой гетерозиготной аллельной пары общее число типов гамет делится пополам (8:2=4), у первых 4 гамет пишем ген А, а у остальных 4 - а.
    Для второй пары гетерозигот оставшуюся половину (4) - делим пополам (4:2) = 2. То есть чередование генов В и в идет через две строчки.
    Для третьей пары гетерозигот (2:2=2) - чередование генов Д и д - через одну строчку.
    Так как генотип ЕЕ может дать только один тип гамет (Е), то пишем везде Е.
    Тема урока и план темы 
    	
    Вступительное слово учителя.
    — Проблема происхождения половых различий, механизм опре­деления пола и поддержания определенного соотношения по­лов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинст­ва животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования (определения) пола.
            Нам известно, что большинство животных и двудомные расте­ния являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1.
             Пол - это совокупность   признаков  и  свойств организма,   обеспечивающих  функцию   воспроизведения потомства  и  передачу   наследственной информации  за  счет   образования  гамет.
    
    Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки (слайд 15)
    Пол  организма  определяется  обычно   в  момент  оплодотворения  и   зависит  от  хромосомного  набора   зиготы.  Хромосомы  одинаковые  у   мужского и у женского  полов называются аутосомы . Хромосомы, по  которым  мужской   и  женский  пол  отличаются  друг   от  друга, называют половые хромосомами.
          Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом. Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой. 
          Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы. 
    Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека. 
       
    Диплоидная клетка организма человека содержит:
    46 хромосом = 23 пары гомологичных хромосом
    22 пары аутосом,	
    1 пара - половые хромосомы
    у мужчины     у женщины
    XY	      XX
    2.Хромосомное определение пола. 
          Пол , образующий  одинаковые  гаметы  по   половой  хромосоме  называют - гомогаметным. Пол образующий  разные   гаметы  по  половой  хромосоме называют – гетерогаметным. 
         Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Y-хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка несущая Х- хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь. 
          - Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет на­личие мужского и женского полов, но и обусловливает рожде­ние равного числа детей обоего пола. 
    
         У большинства организмов женский пол гомогаметный (ХХ), а мужской гетерогаметный (ХY). 
    Но и уэтого правила есть исключения отраженные на следующем слайде.
    
    Четыре типа распределения половых хромосом: 
    I. Мужской пол гетерогаметен (ХУ), женский- гомогаметен (XX) (млекопитающие, дрозофила и т. д.)
    П. Мужской пол гетерогаметен (50 % гамет несут X хромосому, 50 % гамет не имеют половой хромосомы ХО), женский - гомога­метен (XX) (кузнечики).
    III. Женский пол гетерогаметен (ХУ),  мужской  гомогаметен (XX) (птицы, пресмыкающиеся, шелкопряд, хвостатые амфибий)
    IV. Женский пол гетерогаметен (ХО),  мужской  гомогаметен (XX) (ящерицы, рыбы).
            Пол потомства определяется гаметами гетерогаметного организма, но у некоторых организмов определение пола зависит от внешних факторов, например у морского червя бонелли (подобные примеры рассмотрите при самостоятельном изучении параграфа 12)
    
    
       
    
    3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.
    
            Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.
                Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. 
            Ярким примером такого наследования является наследование дальтонизма (отсутствие восприятия цвета) и гемофилии.
           Закономерности в наследовании данных заболеваний помог установить генеалогический метод.  
           
    
    
    
    Вывод : Гетерогаметный потомок (XY) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя (XX), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку (XX) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к доче­рям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу. 
    
    5. Закрепление : В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак.  Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой. 
    
    Домашнее задание 
    По учебнику И.Н. Пономаревой, §12, вопросы после парагр.,зад.18
    
    
     

    Автор(ы): Кудакова И. И.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc