МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 11 Предмет: биология Класс: 11 УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский М.: «Вентана-Граф», 2014 Уровень обучения: базовый Тема: «Решение генетических задач» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: «Основы генетики» Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимую для решения задач. Задачи: - образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач; - развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем; - воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету. Планируемые результаты: Предметные: Умение формулировать и комментировать закономерности, открытые Г. Менделем, Т. Морганом. Личностные: Осознание важности приобретения знаний в области биологии. Познавательные: Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради, делать выводы на основе полученной информации. Регулятивные: Умение действовать по предложенному плану, анализировать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, строить высказывания в устной и письменной форме. Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблица по общей биологии «Законы Менделя» Содержание урока Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Вид урока: практикум. Методы: репродуктивные, частично- поисковые. Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, компьютер Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы. 1. блок- презентация 2. блок – решение задач на моногибридное скрещивание. 3.блок – решение задач на сцепленное наследование. 4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование и группы крови. Ход урока: 1. Организационный момент. Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы? ( Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике). А как мы можем использовать законы Менделя? ( прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.) А вам нравится решать задачи? ( Да ) Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи. В книге Е. Пчелова “Романовы. История династии” с. 436 говорится: “Царевич унаследовал гемофилию от матери - Александры Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин, которые сами не болеют, но являются носителями вируса. А поражает гемофилия исключительно мужчин”. Хотите узнать, допустил ли ошибки автор? (Ответ: Гемофилия не вирусное заболевание, женщины могут болеть гемофилией; если мать носитель гемофилии, а отец здоров, в этом случае вероятность рождения дочери равна 25 %.) 3.Презентация на тему «Методические приемы при решении генетических задач» (просмотр презентации и работа с классом по материалам презентации) Обсуждение презентации. Какие знания, полученные в результате просмотра презентации, вам пригодятся для решения задач? 1. Генетические термины (какие?) 2. Законы Менделя (в чём их суть?) 3. Генетическая символика (что обозначающая?) 4. Знание типов задач (какие?) 5. Правила оформления задач и другое… 6. Решение задач. Приложение № 1 тексты генетических задач. 5. Рефлексия Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли? - признаки наследуются по наследству - могут проявляться неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки - наследуются разные признаки. Не желаемые признаки тоже могут наследоваться. 6. Оценки Приложение 1. Задача 1. У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи. Задач 2. У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей? Задача 3. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи. Задача 4. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет. Задача 5. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями. Задача 6. На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины - IV? Домашнее задание. Решить задачи №14,15,20.
Автор(ы): Кудакова И. И.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc