Поурочный план Дата Класс __11______ Урок биологии Тема урока Организменный уровень жизни и его роль в природе. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, полученных в 9-10 классе. Цель: Сформировать понятие об организменном уровне жизни и его роли в природе, создать условия для систематизации ранее изученного материала по многообразию живого мира на Земле, знаний учащихся о свойствах и уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь. Задачи: Образовательная: дать представления и знания о сущности жизни на основе изучения основных свойствах живого; отличие живого от неживого, повторить и углубить знания об уровнях организации живой материи; Развивающие: работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы; останавливаться на вопросах ЕНТ; Воспитательные: ответственное отношение к выполнению полученных заданий. Оборудование: таблицы – схемы: «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин», «Уровни организации живых организмов», компьютер, презентация, ЦОРы. ХОД УРОКА Этап урока Содержание учебного материала МО ФОПД Коллективная Фронтальная Работа в группах Работа в группах Работа в группах Индивиду альная Работа в парах Индивидуальная I. Орг. момент II. Актуализация знаний: Во Ш. Изучение н/м: IV. Закрепление: V. Д/З: VI. Рефлексия. Настрой учащихся на работу. (Вв 1. Что изучает биология? 2. Знания, каких естественнонаучных законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач? 3. По какому принципу происходит подразделение биологии на отдельные науки? 4. Почему оптимальное использование живой природы? 5. Что такое жизнь? 6. Какие уровни организации жизни вам известны? 7.Какие уровни организации жизни уже изучили? 8.Назовите элементарную единицу и структурные элементы организменного уровня ? 9.Как классифицируют живые организмы? 10. Какие основные процессы протекают на организменном уровне? 11.Назовите значение и роль организменного уровня в природе. А. Отличие живого от неживого. Работа в группах по заданиям: (Учащиеся отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение). Группа №1: Можно ли назвать живыми и почему следующие организмы: а) животных в состоянии анабиоза; б) человека под наркозом; в) бактерии в высушенном состоянии; г) сухие дрожжи? Группа №2: Постоянство структурно- функциональной организации биологических систем – гомеостаз - как обязательное условие существования биологических систем. Группа № 3: Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов: 1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи; 2) живая сельдь в морской воде «несоленая»; 3) в крови человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор. Группа №4: 1. Приведите примеры систем живой природы. 2. Назовите примеры систем неживой природы. Вывод: обменные процессы в живом веществе обеспечивают гомеостаз – постоянство структурно – функциональной организации системы. Б). Свойства живых организмов: Самостоятельная работа по заданиям: ( далее разбор с учителем с помощью ЦОР) 1 группа: 1. Единство химического состава. 2. Обмен веществ и энергии (метаболизм). 2 3. Ритмичность. 3 4.Саморегуляция 2группа: 1. Самовоспроизведение. 2. Наследственность. 3. Изменчивость. 4. Единый уровень организации живых организмов 3группа: 1. Рост и развитие. 2. Раздражимость. 3. Дискретность. 4. Приспособляемость ? Выберите те признаки живых организмов, о которых в тексте учебника речь не шла. (дискретность, саморегуляция, ритмичность). Вывод: живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства. В). Основные уровни организации живых организмов Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи. Молекулярный клеточный тканевой органный (молекулы) (клетка) (ткань) (орган) организменный популяционно- видовой (организм) (вид, популяция) Биогеоценотический (экосистемный) биосферный. (БГЦ, экосистема) (биосфера) Схема показывает отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и показывает целостность живой природы. Самостоятельная работа (далее разбор с учителем с помощью презентации) 1 группа : 1. Молекулярный. 2. Клеточный. 2. группа: 1. Тканевой 2. Органный. 3 группа: 1. Организменный. 2. Популяционно- видовой. По ходу объяснения уровней организации живых организмов группами учащиеся класса заполняют предложенную таблицу : № Уровни организации Биологическая система Элементы, образующие систему 1 Молекулярный Органоиды Атомы и молекулы 2 Клеточный Клетка (организм) Органоиды 3 Тканевой Ткань Клетки 4 Органный Орган Ткань 5 Организменный Организм Системы органов 6 Популяционно-видовой Популяция Особи 7 Биогеоценотический (экосистемный) Биогеоценоз (экосистема) Популяции 8 Биосферный Биосфера Биогеоценозы (экосистемы) Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функциональные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д. Выделение отдельных уровней организации жизни до некоторой степени условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы. Какие формы организмов встречаются на Земле? Какое значение имеет организм в природе? Ответьте на вопрос с помощью учебника стр. 5-6 и оформите в виде схемы Значение организма 1. Работа у доски: Соотнесите рисунки соответственно уровням организации живых организмов А) Молекулярный Б) Клеточный В) Тканевой Г) Органный Д) Организменный Е) Популяционно- видовой Ж) Биогеоценотический (экосистемный) З) Биосферный 1 2 3 4 5 6 7 Решение проблемных вопросов : 1. «Озоновые дыры» и воздействие УФ- лучей на клеточном и молекулярном уровнях жизни. 2. Невозможность лечить человека без знания особенностей строения и функционирования клеток. 3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии? 4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. параграф 1,2 заполнить таблицу. Творческое задание по группам: Каково значение биологии для понимания всего живого. Какие ощущения вы испытывали при изучении этой темы? Р Р П ЧП ИП ИП Р Р ЧП П
Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Презентация.pptАвтор(ы): Ишалбаева Э. Ш.
Скачать: Биология 11кл - Приложения.zip