Болгова Ольга Васильевна
учитель химии и биологии
1 квалификационная категория
МБОУ «Сарманайская СОШ»
Биология. 10 класс. УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы , базовый уровень – М. : Дрофа,2012г.
Тема урока: Половое размножение. Мейоз
Место урока в системе уроков по теме - шестой урок в разделе «Организм» и двадцать первый по календарно-тематическому планированию
Цель урока: продолжить формирование знаний об особенностях разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении, изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества.
Задачи:
образовательная:
-изучить этапы гаметогенеза
-изучить различия в сперматогенезе и оогенезе
-изучить этапы мейоза
развивающая: формировать умения и навыки, сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы;
воспитательная:: вызвать интерес к изучаемой теме.
ТИП УРОКА: урок новых знаний.
ВИД УРОКА: комбинированный, с элементами развивающего обучения.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о сути полового размножения;
знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «коньюгация» , «зигота» и др.
уметь : объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.
Ресурсы: - учебник Сонин и др. Общая биология. 10-11 классы, – М.: Дрофа, 2012.
- таблицы «Моногибридное скрещивание»
Основные понятия: гаметы, овогенез, сперматогенез, коньюгация, кроссенговер, гомологичные хромосомы.
Содержание урока:
1этап. Проверка знаний уч-ся.
2этап. Мотивация
3этап. Усвоение новых знаний
4 этап. Закрепление материала
5 этап. Рефлексия
6 этап. Домашнее задание.
Ход урока.
1этап. Проверка домашнего задания.
1. Работая с рисунками дать краткую характеристику каждой фазы митоза.
2. Из предложенных рисунков растений и животных выбрать те, которые размножаются бесполым способом, вегетативным способом. Аргументируйте свои ответы.
2 этап. Мотивация
Почему на нашей планете такое разнообразие растений и животных? Чем это обусловлено?
Уч-ся делают выводы, что это обусловлено тем, что потомки получают генетическую информацию от двух разных родителей. Разделение полов имеет эволюционные преимущества. Раздельнополость создает возможность специализации родителей по строению и поведению.
3этап.Усвоения новых знаний.
Учитель. Образование половых клеток у животных и человека осуществляется в половых железах. В пределах половой железы выделяют 3 зоны. Образование мужских половых клеток называется сперматогенезом, а женских половых клеток – овогенезом.
Работа с учебником. Задание. Найдите, какие 3 зоны выделяют в процессе образования половых клеток?
Половая железа
Зона размножения зона роста зона созревания
Работая с учебником и таблицей уч-ся отмечают какие процессы протекают в зонах:
Зона размножения: происходит многократное деление исходных диплоидных клеток путем митоза.
Зона роста: наблюдается увеличение размеров образовавшихся в зоне размножения диплоидных клеток. Причем у незрелых мужских гамет он выражен незначительно. Их размеры увеличиваются незначительно. Напротив , будущие яйцеклетки увеличиваются в сотни, а чаще в тысячи и миллионы раз.
Зона созревания:
Клетки, вступающие в период созревания, содержат диплоидный набор хромосом и уже удвоенное количество ДНК (2n4c)
Мейоз - особый вид деления клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится гаплоидным
Мейоз происходит при образовании половых клеток
В 1882 г. Вальтер Флемминг открыл мейоз у животных
В 1888 г. Эдвард Страсбургер открыл мейоз у растений
Включает два последовательных деления клетки, следующих друг за другом
Профаза I
Растворение ядерной оболочки и ядрышка
Спирализация хромосом
Расхождение центриолей к полюсам клетки
Образование нитей веретена деления
Коньюгация (лат. сonjugatio – соединение) – сближение гомологичных хромосом, образование хромосомных пар - бивалент
Кроссинговер ((англ. crossing-over – перекрест) – обмен участками между гомологичными хромосомами
Метафаза I
Расположение пар гомологичных хромосом (бивалент) по экватору
клетки
К каждой хромосоме присоединяется нить веретена деления только от одного полюса
Материнские и отцовские по происхождению хромосомы ориентированы к полюсам произвольно
Анафаза I
Биваленты распадаются на две хромосомы
Целые хромосомы конкретной пары расходятся к разным полюсам
Каждая хромосома состоит из двух хроматид
Телофаза I
Образование двух дочерних клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом
Каждая хромосома состоит из двух хроматид
Профаза II
Сильно укорочена
Кроссинговер не происходит
Проходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом
- Растворение ядерной оболочки и ядрышка
- Спирализация хромосом
- Расхождение центриолей к полюсам клетки
- Образование нитей веретена деления
МетафазаII
Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом:
- Хромосомы, состоящие из 2 хроматид
располагаются по экватору клетки
- Нити веретена присоединяются к
центромерам (по одной с разных
сторон)
Анафаза II
Происходит по принципу митоза
К полюсам расходятся дочерние хромосомы, состоящие из одной хроматиды
Телофаза II
Происходит по принципу митоза
Образуются 4 гаплоидные клетки
Хромосомы в каждой из клеток однохроматидные
4.Закрепление.
Для закрепления можно предложить учащимся заполнить таблицы.
Задание: сравните митоз и мейоз, что у них общее и чем они различаются? ( для лучшего усвоения предлагается это сделать в виде таблицы)
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
признаки
митоз
мейоз
В каких клетках происходит?
Фазы деления
Сколько делений включает?
Что происходит с ДНК в интерфаза перед началом деления?
Что происходит между делениями?
Происходит ли коньюгация?
Происходит ли кроссинговер?
Хромосомы или хроматиды расходятся при делении?
Сколько дочерних клеток образуется в результате делении?
Изменяется ли число хромосом в дочерних клетках?
Сравнительная характеристика гамет:
Яйцеклетки Сперматозоиды
- Имеют запас питательных веществ - не имеют запаса питательных веществ
- Неподвижны - Подвижны
- Крупнее сперматозоидов - Мельче яйцеклетки
- Содержат гаплоидный набор- - Содержит гаплоидный набор хромосом
хромосом
-Функции: Функции:
1. Половая (генетическая) 1. Половая
2. Питательная
Биологическое значение мейоза
Поддерживает определенное и постоянное число хромосом во всех поколениях каждого вида живых организмов
Обеспечивает многообразие генетического состава гамет в результате кроссинговера и произвольного расхождения различных по происхождению хромосом в анафазе I
Появляется разнообразное и разнокачественное потомство, что имеет большое значение для эволюции
5.Рефлексия.
Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.
Домашнее задание: п.3.6 стр.113-120
Приложение. На уроке можно использовать презентацию «Мейоз» ( материал интернет-ресурса)
Автор(ы): Болгова О. В.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Болгова О. В.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.ppt