Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Образование половых клеток. Мейоз, его особенности. (Болгова О.В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                           Болгова Ольга Васильевна
                                                                                                          учитель химии и биологии
                                                                                                          1 квалификационная категория
                                                                                                          МБОУ «Сарманайская СОШ»
    Биология.  10 класс. УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы , базовый уровень – М. : Дрофа,2012г.
    Тема урока: Половое размножение. Мейоз
    Место урока в системе уроков по теме - шестой урок в разделе «Организм» и двадцать первый по календарно-тематическому планированию
    Цель урока: продолжить формирование знаний об особенностях разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении, изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества.
    Задачи:
    образовательная:
    -изучить этапы гаметогенеза
    -изучить различия в сперматогенезе и оогенезе
    -изучить этапы мейоза
    развивающая: формировать умения и навыки, сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы;
    воспитательная:: вызвать интерес к изучаемой теме.
    ТИП УРОКА: урок новых знаний.
    ВИД УРОКА: комбинированный, с элементами развивающего обучения.
    Планируемые предметные результаты: 
    ученик должен
    иметь представление о сути полового размножения;
    знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «коньюгация» , «зигота» и др.
    уметь : объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.
    Ресурсы: - учебник Сонин  и др. Общая биология. 10-11 классы, – М.: Дрофа, 2012.
     - таблицы «Моногибридное скрещивание»
    Основные понятия: гаметы, овогенез, сперматогенез, коньюгация,  кроссенговер, гомологичные хромосомы.
    Содержание урока:
    1этап. Проверка знаний уч-ся.
    2этап. Мотивация
    3этап. Усвоение новых знаний
    4 этап. Закрепление материала
    5 этап. Рефлексия
    6 этап. Домашнее задание.
    Ход урока.
    1этап. Проверка домашнего задания.
    1. Работая с рисунками дать краткую характеристику каждой фазы митоза.
    2. Из предложенных рисунков растений и животных выбрать те, которые размножаются бесполым способом, вегетативным способом. Аргументируйте свои ответы.
    2 этап. Мотивация
    Почему на нашей планете такое разнообразие растений и животных?  Чем это обусловлено?
    Уч-ся делают выводы, что это обусловлено тем, что потомки получают генетическую информацию от двух  разных родителей. Разделение полов имеет эволюционные преимущества. Раздельнополость создает возможность специализации родителей по строению и поведению.
    3этап.Усвоения новых знаний.
    Учитель. Образование половых клеток у животных и человека осуществляется в половых железах. В пределах половой железы выделяют 3 зоны. Образование мужских половых клеток называется сперматогенезом, а женских половых клеток – овогенезом.
    Работа с учебником. Задание.  Найдите, какие 3 зоны выделяют в процессе образования половых клеток?
                                   Половая железа
    
    Зона размножения             зона роста                            зона созревания
    
    Работая с учебником и таблицей  уч-ся отмечают какие процессы протекают в зонах:
    Зона размножения: происходит многократное деление исходных диплоидных клеток путем митоза.
    Зона роста: наблюдается увеличение размеров образовавшихся в зоне размножения диплоидных клеток. Причем у незрелых мужских гамет он выражен незначительно. Их размеры увеличиваются незначительно. Напротив , будущие яйцеклетки увеличиваются в сотни, а чаще в тысячи и миллионы раз.
    Зона созревания:
    Клетки, вступающие в период созревания, содержат диплоидный набор хромосом и уже удвоенное количество ДНК (2n4c)
    Мейоз - особый вид деления клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится гаплоидным
    Мейоз происходит при образовании половых клеток
    В 1882 г. Вальтер Флемминг открыл мейоз у животных
    В 1888 г. Эдвард Страсбургер открыл мейоз у растений
    Включает два последовательных деления клетки, следующих друг за другом
    Профаза I  
    Растворение ядерной оболочки и ядрышка
    Спирализация хромосом
    Расхождение центриолей к     полюсам клетки
    Образование нитей веретена деления
    Коньюгация (лат. сonjugatio – соединение) – сближение гомологичных хромосом, образование хромосомных пар - бивалент
    Кроссинговер ((англ. crossing-over – перекрест) – обмен участками  между гомологичными хромосомами
    
    Метафаза I
    Расположение пар гомологичных    хромосом (бивалент) по экватору
       клетки
    К каждой хромосоме присоединяется нить веретена деления только от одного полюса
    Материнские и отцовские по происхождению хромосомы ориентированы к полюсам произвольно
    
    Анафаза I
    Биваленты распадаются на две хромосомы
    Целые хромосомы конкретной пары расходятся к разным полюсам
    Каждая хромосома состоит из двух хроматид
    
    
    Телофаза I
    Образование двух дочерних клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом
    Каждая хромосома состоит из двух хроматид
    
    Профаза II
    Сильно укорочена
    Кроссинговер не происходит
    Проходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом
        - Растворение ядерной оболочки и ядрышка
        - Спирализация хромосом
        - Расхождение центриолей к полюсам клетки
        - Образование нитей веретена деления
    
    МетафазаII
    Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом:
       - Хромосомы, состоящие из 2 хроматид 
         располагаются по экватору клетки
       - Нити веретена присоединяются к
         центромерам (по одной с разных
         сторон)
    Анафаза II
    Происходит по принципу митоза
    К полюсам расходятся дочерние хромосомы, состоящие из одной хроматиды
    Телофаза II
    Происходит по принципу митоза
    Образуются 4 гаплоидные клетки
    Хромосомы в каждой из клеток однохроматидные 
    4.Закрепление.
    Для закрепления можно предложить учащимся заполнить таблицы.
    Задание: сравните митоз и мейоз, что у них общее и чем они различаются? ( для лучшего усвоения предлагается это сделать в виде таблицы)
    Сравнительная характеристика митоза и мейоза
    
    признаки
    митоз
    мейоз
    В каких клетках происходит?
    
    
    Фазы деления
    
    
    Сколько делений включает?
    
    
    Что происходит с ДНК в интерфаза перед началом деления?
    
    
    Что происходит между делениями?
    
    
    Происходит ли коньюгация?
    
    
    Происходит ли кроссинговер?
    
    
    Хромосомы или хроматиды расходятся при делении?
    
    
    Сколько дочерних клеток образуется в результате  делении?
    
    
    Изменяется ли число хромосом в дочерних клетках?
    
    
    
    Сравнительная характеристика гамет:
    Яйцеклетки                                                                Сперматозоиды
    - Имеют запас питательных веществ                -  не имеют запаса питательных веществ       
    - Неподвижны                                                      - Подвижны
    - Крупнее сперматозоидов                                  - Мельче яйцеклетки
    - Содержат гаплоидный набор-                          - Содержит гаплоидный набор хромосом                
    хромосом                                     
    -Функции:                                                              Функции:                                     
    1. Половая (генетическая)                                    1. Половая
    2. Питательная                                            
    
    Биологическое значение мейоза
    Поддерживает определенное и постоянное число хромосом во всех поколениях каждого вида живых организмов
    Обеспечивает многообразие генетического состава гамет в результате кроссинговера и произвольного расхождения различных по происхождению хромосом в анафазе I 
    Появляется  разнообразное и разнокачественное потомство, что имеет большое значение для эволюции
    5.Рефлексия.
    Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.
    Домашнее задание: п.3.6 стр.113-120
    Приложение. На уроке можно использовать презентацию «Мейоз» ( материал интернет-ресурса)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Болгова О. В.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку