Болгова Ольга Васильевна учитель химии и биологии 1 квалификационная категория МБОУ «Сарманайская СОШ» Биология. 10 класс. УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы , базовый уровень – М. : Дрофа,2012г. Тема урока: Половое размножение. Мейоз Место урока в системе уроков по теме - шестой урок в разделе «Организм» и двадцать первый по календарно-тематическому планированию Цель урока: продолжить формирование знаний об особенностях разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении, изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества. Задачи: образовательная: -изучить этапы гаметогенеза -изучить различия в сперматогенезе и оогенезе -изучить этапы мейоза развивающая: формировать умения и навыки, сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы; воспитательная:: вызвать интерес к изучаемой теме. ТИП УРОКА: урок новых знаний. ВИД УРОКА: комбинированный, с элементами развивающего обучения. Планируемые предметные результаты: ученик должен иметь представление о сути полового размножения; знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «коньюгация» , «зигота» и др. уметь : объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса. Ресурсы: - учебник Сонин и др. Общая биология. 10-11 классы, – М.: Дрофа, 2012. - таблицы «Моногибридное скрещивание» Основные понятия: гаметы, овогенез, сперматогенез, коньюгация, кроссенговер, гомологичные хромосомы. Содержание урока: 1этап. Проверка знаний уч-ся. 2этап. Мотивация 3этап. Усвоение новых знаний 4 этап. Закрепление материала 5 этап. Рефлексия 6 этап. Домашнее задание. Ход урока. 1этап. Проверка домашнего задания. 1. Работая с рисунками дать краткую характеристику каждой фазы митоза. 2. Из предложенных рисунков растений и животных выбрать те, которые размножаются бесполым способом, вегетативным способом. Аргументируйте свои ответы. 2 этап. Мотивация Почему на нашей планете такое разнообразие растений и животных? Чем это обусловлено? Уч-ся делают выводы, что это обусловлено тем, что потомки получают генетическую информацию от двух разных родителей. Разделение полов имеет эволюционные преимущества. Раздельнополость создает возможность специализации родителей по строению и поведению. 3этап.Усвоения новых знаний. Учитель. Образование половых клеток у животных и человека осуществляется в половых железах. В пределах половой железы выделяют 3 зоны. Образование мужских половых клеток называется сперматогенезом, а женских половых клеток – овогенезом. Работа с учебником. Задание. Найдите, какие 3 зоны выделяют в процессе образования половых клеток? Половая железа Зона размножения зона роста зона созревания Работая с учебником и таблицей уч-ся отмечают какие процессы протекают в зонах: Зона размножения: происходит многократное деление исходных диплоидных клеток путем митоза. Зона роста: наблюдается увеличение размеров образовавшихся в зоне размножения диплоидных клеток. Причем у незрелых мужских гамет он выражен незначительно. Их размеры увеличиваются незначительно. Напротив , будущие яйцеклетки увеличиваются в сотни, а чаще в тысячи и миллионы раз. Зона созревания: Клетки, вступающие в период созревания, содержат диплоидный набор хромосом и уже удвоенное количество ДНК (2n4c) Мейоз - особый вид деления клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках становится гаплоидным Мейоз происходит при образовании половых клеток В 1882 г. Вальтер Флемминг открыл мейоз у животных В 1888 г. Эдвард Страсбургер открыл мейоз у растений Включает два последовательных деления клетки, следующих друг за другом Профаза I Растворение ядерной оболочки и ядрышка Спирализация хромосом Расхождение центриолей к полюсам клетки Образование нитей веретена деления Коньюгация (лат. сonjugatio – соединение) – сближение гомологичных хромосом, образование хромосомных пар - бивалент Кроссинговер ((англ. crossing-over – перекрест) – обмен участками между гомологичными хромосомами Метафаза I Расположение пар гомологичных хромосом (бивалент) по экватору клетки К каждой хромосоме присоединяется нить веретена деления только от одного полюса Материнские и отцовские по происхождению хромосомы ориентированы к полюсам произвольно Анафаза I Биваленты распадаются на две хромосомы Целые хромосомы конкретной пары расходятся к разным полюсам Каждая хромосома состоит из двух хроматид Телофаза I Образование двух дочерних клеток, имеющих гаплоидный набор хромосом Каждая хромосома состоит из двух хроматид Профаза II Сильно укорочена Кроссинговер не происходит Проходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом - Растворение ядерной оболочки и ядрышка - Спирализация хромосом - Расхождение центриолей к полюсам клетки - Образование нитей веретена деления МетафазаII Происходит по принципу митоза, но при гаплоидном наборе хромосом: - Хромосомы, состоящие из 2 хроматид располагаются по экватору клетки - Нити веретена присоединяются к центромерам (по одной с разных сторон) Анафаза II Происходит по принципу митоза К полюсам расходятся дочерние хромосомы, состоящие из одной хроматиды Телофаза II Происходит по принципу митоза Образуются 4 гаплоидные клетки Хромосомы в каждой из клеток однохроматидные 4.Закрепление. Для закрепления можно предложить учащимся заполнить таблицы. Задание: сравните митоз и мейоз, что у них общее и чем они различаются? ( для лучшего усвоения предлагается это сделать в виде таблицы) Сравнительная характеристика митоза и мейоза признаки митоз мейоз В каких клетках происходит? Фазы деления Сколько делений включает? Что происходит с ДНК в интерфаза перед началом деления? Что происходит между делениями? Происходит ли коньюгация? Происходит ли кроссинговер? Хромосомы или хроматиды расходятся при делении? Сколько дочерних клеток образуется в результате делении? Изменяется ли число хромосом в дочерних клетках? Сравнительная характеристика гамет: Яйцеклетки Сперматозоиды - Имеют запас питательных веществ - не имеют запаса питательных веществ - Неподвижны - Подвижны - Крупнее сперматозоидов - Мельче яйцеклетки - Содержат гаплоидный набор- - Содержит гаплоидный набор хромосом хромосом -Функции: Функции: 1. Половая (генетическая) 1. Половая 2. Питательная Биологическое значение мейоза Поддерживает определенное и постоянное число хромосом во всех поколениях каждого вида живых организмов Обеспечивает многообразие генетического состава гамет в результате кроссинговера и произвольного расхождения различных по происхождению хромосом в анафазе I Появляется разнообразное и разнокачественное потомство, что имеет большое значение для эволюции 5.Рефлексия. Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата. Домашнее задание: п.3.6 стр.113-120 Приложение. На уроке можно использовать презентацию «Мейоз» ( материал интернет-ресурса)
Автор(ы): Болгова О. В.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Болгова О. В.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.ppt