Объедкова Анастасия Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района Оренбургской области Название предмета - биология Класс – 10 УМК (название учебника, автор, год издания) – Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Учебник – Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред акад. РАЕН проф. В.Б Захарова. – Москва: Дрофа, 2011. - 381 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока – Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, второй в разделе «Организм» и семнадцатый по календарно-тематическому планированию. Цель урока продолжить углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена. Задачи урока 1. Образовательная. Расширить у учащихся знания об обмене веществ и энергии, полученные в 9 классе; ознакомить с разделением обмена веществ на пластический и энергетический; раскрыть особенности процессов метаболизма. 2. Развивающая. Развивать умение сравнивать реакции пластического и энергетического обменов и умение раскрывать взаимосвязь между ними; развивать внимание, память, наблюдательность и уверенность в своих взглядах. 3. Воспитательная. Воспитывать в понимании учеников понимание того, что все живые системы связаны между собой посредством обмена веществ и энергии и окружающей средой. Планируемые результаты: знать: основные этапы энергетического обмена в клетке, его сущность; сущность подготовительного, бескислородного и кислородного этапов; уметь: давать определения терминам; характеризовать обмен веществ и превращение энергии; перечислять этапы энергетического обмена. Техническое обеспечение урока Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. Фронтальный опрос 1. Какие уровни организации живой материи существуют на нашей планете? 2. Перечислите основные признаки живого. 3. Какие уровни живой материи мы изучили и изучаем в настоящее время? (молекулярный, клеточный) 4. Какая наука изучает состав клетки? (молекулярная биология или биохимия) 5. Какая наука изучает клетки живых организмов? (цитология) 6. Что такое организм? 7. Что такое одноклеточный организм? 8. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму? III. Изучение нового материала. Беседа с обучающимися: Что такое метаболизм? Из каких двух взаимосвязанных процессов он состоит? Где в организме человека происходит расщепление большей части органических веществ, поступающих с пищей? Объясните сущность процесса дыхания. Предположите и сформулируйте тему нашего урока. Обучающиеся записывают тему урока. Учитель предлагает обучающимся, познакомившись с первым абзацем параграфа 3.2 на стр. 94-95, ответить на следующие вопросы: Что такое обмен веществ? Дайте определение этому понятию. Какие ещё термины можно употребить в этом значении? Что АТФ? Какова функция этого вещества? Дайте определение понятию «гомеостаз». Каким образом этот процесс связан обменом веществ? Учитель описывает ситуацию из литературного произведения. Герои романа Жюля Верна « Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершено несъедобно. «Быть может, оно слишком долго лежало?» - озадачено спросил один из них. « Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!!!» - ответил учёный Паганель. - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотились и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно. Мог ли Паганель объяснить причину описанного им явления. Вряд ли! Но пользуясь данными современной науки, нам с вами сделать это совсем не трудно. Давайте попробуем разобраться в причине данного явления. Учитель предлагает обучающимся поделиться на группы и поработать текстом параграфа на стр. 95-97 и составить опорный конспект или схему этапов обмена веществ. Обучающиеся могут использовать для составления опорной схемы собственные тетради, классную доску, либо представить свою схему в виде презентации. Работа осуществляется в группах. IV. Закрепление. В качестве закрепления изученного материала учитель предлагает презентовать свои минипроекты всему ученическому коллективу. В конце урока обучающиеся предлагают свои объяснения причины описанного явления из романа Жюля Верна, о чем шла речь в начале урока. В ходе рассуждений и дискуссий они должны прийти к выводу, что причиной всему – молочная кислота, накопившаяся в мышцах животного. V. Домашнее задание: §3.2 стр. 93-97.
Автор(ы): Объеткова А. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx