Захарова Елена Анатольевна, учитель биологии и химии МБОУ «Шарлыкская СОШ №2» Название предмета: БИОЛОГИЯ. Класс: 10. УМК: Своглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: Индивидуальное развитие организмов. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 ч. Место урока в системе уроков по теме: 1 урок. Место урока в системе уроков по теме - восьмой урок в разделе «Организм» и двадцать третий по календарно-тематическому планированию Цели: изучение эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза. Задачи: Обучающие – сформировать понятия онтогенез. -Познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; - Сформировать у учащихся знание этапов постэмбрионального развития; понимание биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития; Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы. Воспитывающие – Создать условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, реализации коммуникативной компетенции. Планируемые результаты: (обучение ведется не по ФГОС) Сформировать у учащихся: Ученик должен знать: периоды онтогенеза; стадии эмбрионального периода, различие прямого и непрямого развития. Ученик должен уметь: различать периоды онтогенеза, этапы эмбриогенеза, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор. CD-диск Мультимидийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой Общая биологи 10-11 класс, ООО «Дрофа», 2011г. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Дополнительные задания для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии. https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/12212-postembrional-noe-razvitie.html презентация Содержание урока. I.Орг. момент. Проверить готовность учащихся к уроку II.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с процессом размножения. Давайте вспомним: - Что называется размножением? (Способность организма воспроизводить себе подобных). - Какие Вы знаете способы размножения? (Бесполое и половое). - В чём различие между бесполым и половым размножением? (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ). - Что такое гамета? (Половая клетка). - Какие Вы знаете гаметы?(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии). - Где они образуются? (В половых железах). - Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет). - Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота). - Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского). Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). III.Актуализация знаний. Развитие любого организма начинается из одной клетки. Из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш. У человека из микроскопической клетки образуется целый организм с тканями и органами. Каким образом из микроскопической клетки развивается целый организм? (Благодаря делению и росту клеток). Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. Итак, тема нашего урока «Индивидуальное развитие организмов» Или по-другому - онтогенез. Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели с помощью учителя) Цель сегодняшнего урока: 1. Познакомиться с понятием «онтогенез». 2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза. 3. Узнать, что такое эмбриональное и постэмбриональное развитие? 4. Выделить основные этапы эмбрионального развития. 5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе. 6.Рассмотреть, как происходит постэмбриональный период. 7. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша. И сегодня на уроке мы познакомимся со следующими вопросами: 1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза. 2. Эмбриональный период и его стадии. - дробление - бластула - гаструла - нейрула - гистогенез и органогенез 3.Постэмбриональный период. -непрямое развитие - прямое развитие. IV. Изучение нового материала. ОНТОГЕНЕЗ. Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации. Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма. Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается наука эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш). Исторические сведения: (сообщение учащегося 2 мин.) -Ознакомьтесь с текстом на стр 125-126, выделите периоды эмбриогенеза и ответьте на вопросы: 1. Как проходит онтогенез у одноклеточных организмов? 2. Как проходит онтогенез у многоклеточных организмов? Периоды эмбриогенеза Постэмбриональный Эмбриональный период период Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи. Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью. 1.У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.) 2.У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами. У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы. Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти. И сейчас мы с вами более подробно познакомимся с эмбриональным периодом. Этапы эмбриогенеза. Ребята предлагаю вам просмотреть видео-фрагмент и выписать в тетрадь основные стадии эмбриогенеза. - дробление - бластула - гаструла - нейрула - гистогенез и органогенез Используя текст учебника на стр 126-127 Составьте и заполните таблицу «Зародышевые листки и их производные». Зародышевые листки и их производные Зародышевые листки производные эктодерма Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов Мезодерма Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы энтодерма Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких (проверка правильности заполнения таблицы) Физминутка Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5. Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно. Вытянуть вперед правую руку и медленно водить указательным пальцем в стороны, при этом внимательно следим за ним глазами, головой при этом не двигаем. Также вытягивае вперед указательный палец, смотрим на него 4 секунды, затем взгляд переводим в окно и концентрируется на дальнем предмете. Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном. Постэмбриональный период. С момента рождения и до момента смерти наступает постэмбриональный период. В чем же его особенность узнаем мы, обратившись к презентации. -Во время просмотра презентаций попытайтесь заполнить схему и ответить на вопросы: Какой тип развития прямой или непрямой имеет преимущества в природе? Аргументируйте свое мнение. Рассказ учителя. ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют в тетрадях схему: Постэмбриональное развитие организма Давайте проверим, как вы заполнили схему и ответили на вопросы. Преимущества непрямого развития Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место). Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу). Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов). Преимущества прямого развития. При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровнем полового созревания. Прямое развитие - признак высокой организации V. Рефлексия. Продолжите предложение. 1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил --- 2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками--- 3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился… 4. Наибольшего успеха я достиг в ….. 5. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на… VI.Закрепление. 1. Работа с CD-диском. Интерактив. Этапы эмбриогенеза. (7) 2. Работа с CD-диском. Зародышевые листки (8). 3. Работа с CD-диском. Развитие зародыша. VII. Д/з пар 3.8 стр 129 работа по вопросам. Какие факторы среды и как влияют на развитие живых организмов. (сообщения)
Автор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Приложение 2.docx