Захарова Елена Анатольевна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Шарлыкская СОШ №2»
Название предмета: БИОЛОГИЯ.
Класс: 10.
УМК: Своглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Индивидуальное развитие организмов.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 ч.
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.
Место урока в системе уроков по теме - восьмой урок в разделе «Организм» и двадцать третий по календарно-тематическому планированию
Цели: изучение эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза.
Задачи:
Обучающие – сформировать понятия онтогенез.
-Познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза;
- Сформировать у учащихся знание этапов постэмбрионального развития; понимание биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
Воспитывающие – Создать условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, реализации коммуникативной компетенции.
Планируемые результаты: (обучение ведется не по ФГОС)
Сформировать у учащихся:
Ученик должен знать: периоды онтогенеза; стадии эмбрионального периода, различие прямого и непрямого развития.
Ученик должен уметь: различать периоды онтогенеза, этапы эмбриогенеза, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор. CD-диск Мультимидийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой Общая биологи 10-11 класс, ООО «Дрофа», 2011г.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Дополнительные задания для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии.
https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/12212-postembrional-noe-razvitie.html презентация
Содержание урока.
I.Орг. момент.
Проверить готовность учащихся к уроку
II.Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с процессом размножения. Давайте вспомним: - Что называется размножением?
(Способность организма воспроизводить себе подобных).
- Какие Вы знаете способы размножения?
(Бесполое и половое).
- В чём различие между бесполым и половым размножением?
(При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с генетической информацией от обоих родителей ).
- Что такое гамета? (Половая клетка).
- Какие Вы знаете гаметы?(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии).
- Где они образуются? (В половых железах).
- Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет).
- Что образуется в результате оплодотворения? (Зигота).
- Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).
Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения).
III.Актуализация знаний.
Развитие любого организма начинается из одной клетки. Из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш. У человека из микроскопической клетки образуется целый организм с тканями и органами. Каким образом из микроскопической клетки развивается целый организм?
(Благодаря делению и росту клеток).
Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза.
Итак, тема нашего урока «Индивидуальное развитие организмов»
Или по-другому - онтогенез. Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели с помощью учителя)
Цель сегодняшнего урока:
1. Познакомиться с понятием «онтогенез».
2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза.
3. Узнать, что такое эмбриональное и постэмбриональное развитие?
4. Выделить основные этапы эмбрионального развития.
5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе.
6.Рассмотреть, как происходит постэмбриональный период.
7. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша.
И сегодня на уроке мы познакомимся со следующими вопросами:
1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза.
2. Эмбриональный период и его стадии.
- дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез
3.Постэмбриональный период.
-непрямое развитие
- прямое развитие.
IV. Изучение нового материала.
ОНТОГЕНЕЗ.
Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации.
Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.
Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается наука эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).
Исторические сведения: (сообщение учащегося 2 мин.)
-Ознакомьтесь с текстом на стр 125-126, выделите периоды эмбриогенеза и ответьте на вопросы: 1. Как проходит онтогенез у одноклеточных организмов? 2. Как проходит онтогенез у многоклеточных организмов?
Периоды эмбриогенеза
Постэмбриональный Эмбриональный
период период
Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи из яйца, либо рождением особи.
Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью.
1.У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.)
2.У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.
У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.
Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.
И сейчас мы с вами более подробно познакомимся с эмбриональным периодом.
Этапы эмбриогенеза.
Ребята предлагаю вам просмотреть видео-фрагмент и выписать в тетрадь основные стадии эмбриогенеза.
- дробление
- бластула
- гаструла
- нейрула
- гистогенез и органогенез
Используя текст учебника на стр 126-127 Составьте и заполните таблицу «Зародышевые листки и их производные».
Зародышевые листки и их производные
Зародышевые листки
производные
эктодерма
Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов
Мезодерма
Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы
энтодерма
Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких
(проверка правильности заполнения таблицы)
Физминутка
Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5. Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно. Вытянуть вперед правую руку и медленно водить указательным пальцем в стороны, при этом внимательно следим за ним глазами, головой при этом не двигаем. Также вытягивае вперед указательный палец, смотрим на него 4 секунды, затем взгляд переводим в окно и концентрируется на дальнем предмете. Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном.
Постэмбриональный период.
С момента рождения и до момента смерти наступает постэмбриональный период. В чем же его особенность узнаем мы, обратившись к презентации.
-Во время просмотра презентаций попытайтесь заполнить схему и ответить на вопросы:
Какой тип развития прямой или непрямой имеет преимущества в природе? Аргументируйте свое мнение.
Рассказ учителя.
ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют в тетрадях схему:
Постэмбриональное развитие организма
Давайте проверим, как вы заполнили схему и ответили на вопросы.
Преимущества непрямого развития
Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
Преимущества прямого развития.
При прямом развитии детеныши, более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровнем полового созревания. Прямое развитие - признак высокой организации
V. Рефлексия.
Продолжите предложение.
1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил ---
2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---
3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился…
4. Наибольшего успеха я достиг в …..
5. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…
VI.Закрепление.
1. Работа с CD-диском. Интерактив. Этапы эмбриогенеза. (7)
2. Работа с CD-диском. Зародышевые листки (8).
3. Работа с CD-диском. Развитие зародыша.
VII. Д/з пар 3.8 стр 129 работа по вопросам.
Какие факторы среды и как влияют на развитие живых организмов. (сообщения)
Автор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Приложение 1.docxАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Приложение 2.docx