Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Индивидуальное развитие организмов. (Захарова Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                     Захарова Елена Анатольевна, 
                                                                                                учитель биологии и химии 
       МБОУ «Шарлыкская СОШ №2»
    Название предмета: БИОЛОГИЯ.
    Класс: 10.
    УМК: Своглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Индивидуальное развитие организмов.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  2 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.
    Место урока в системе уроков по теме - восьмой урок в разделе «Организм» и двадцать третий по календарно-тематическому планированию
    Цели: изучение эмбрионального и постэмбрионального онтогенеза.
    Задачи: 
    Обучающие – сформировать понятия онтогенез.
    -Познакомить с периодами онтогенеза; охарактеризовать процессы, протекающие на стадиях эмбриогенеза; 
    - Сформировать у учащихся знание этапов постэмбрионального развития; понимание биологического значения и различий прямого и непрямого (с метаморфозом) развития;
    Развивающие – продолжить формирование навыков работы с книгой, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    Воспитывающие – Создать условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, реализации коммуникативной компетенции.
    Планируемые результаты: (обучение ведется не по ФГОС) 
    Сформировать у учащихся:
    Ученик должен знать: периоды онтогенеза;  стадии эмбрионального периода, различие  прямого и непрямого развития.
    Ученик должен уметь: различать периоды онтогенеза, этапы эмбриогенеза, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор. CD-диск Мультимидийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой Общая биологи 10-11 класс, ООО «Дрофа», 2011г.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Дополнительные задания для обучающихся, сдающих ЕГЭ по биологии.
     https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/12212-postembrional-noe-razvitie.html  презентация 
    Содержание урока.
    I.Орг. момент.
    Проверить готовность учащихся к уроку 
    II.Проверка домашнего задания.
    Фронтальный опрос.
    Ребята, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с процессом размножения. Давайте вспомним: - Что называется  размножением?
    (Способность организма  воспроизводить себе подобных).
    - Какие Вы знаете способы размножения?
    (Бесполое и половое).
    - В чём различие между бесполым и половым размножением?
    (При бесполом размножении принимает участие одна особь и дочерние организмы наследуют   идентичную генетическую информацию материнской особи, а при половом –участие принимают два организма, которые производят гаметы и при слиянии гамет образуются особи с  генетической информацией от обоих родителей ).
    - Что такое гамета? (Половая клетка).
    - Какие Вы знаете гаметы?(Яйцеклетка  и сперматозоид или спермии).
    - Где они образуются? (В половых железах).
    - Что называется оплодотворением? (Процесс слияния гамет).
    - Что образуется в результате  оплодотворения? (Зигота).
    - Что такое зигота? (Это клетка с диплоидным набором хромосом, половина из которых получена от материнского организма, а половина – от отцовского).
    Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует? (О родстве и единстве происхождения). 
    III.Актуализация знаний.
          Развитие любого организма начинается из одной клетки. Из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш. У человека из микроскопической клетки образуется целый организм с тканями и органами.     Каким  образом из  микроскопической клетки развивается целый организм?  
     (Благодаря делению и росту клеток).
    Правильно. Зигота претерпевает ряд изменений и благодаря  вначале делению клеток, затем росту и дифференцировке клеток формируется организм. Деление клеток – рост клеток – дифференцировка клеток – это основа онтогенеза. 
    Итак, тема нашего урока «Индивидуальное развитие организмов»
    Или по-другому  - онтогенез. Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели с помощью учителя)
    Цель  сегодняшнего урока: 
    1. Познакомиться с понятием «онтогенез».
    2. Познакомиться с типами и периодами онтогенеза.
    3. Узнать, что такое эмбриональное и постэмбриональное  развитие?
    4. Выделить основные этапы эмбрионального развития.
    5. Установить какие изменения происходят на каждом этапе.
    6.Рассмотреть, как происходит постэмбриональный период.
    7. Установить влияние внешней среды на развитие зародыша.
    И сегодня на уроке мы познакомимся со следующими вопросами:
    1. Онтогенез. Типы и этапы онтогенеза.
    2. Эмбриональный период и его стадии.
    - дробление
    - бластула 
    - гаструла
    - нейрула
    - гистогенез и органогенез
    3.Постэмбриональный период.
    -непрямое развитие
    - прямое развитие.
    IV. Изучение нового материала.
    ОНТОГЕНЕЗ.
    Онтогенез ( греч.ontos – сущее, genesis - происхождение) – процесс, присущий любому живому организму, независимо от сложности его организации. 
    Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни с момента слияния половых клеток и образования зиготы до гибели организма.
         Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается наука эмбриология    (от греч. еmbryon – зародыш).
    Исторические сведения:  (сообщение учащегося 2 мин.)
    -Ознакомьтесь с  текстом на стр 125-126,  выделите периоды эмбриогенеза и ответьте на вопросы: 1. Как проходит онтогенез у одноклеточных организмов? 2. Как проходит онтогенез у многоклеточных организмов?
    Периоды эмбриогенеза
    Постэмбриональный                                                                Эмбриональный 
    период                                                                                               период
    Эмбриональный период начинается с оплодотворения и образования зиготы, заканчивается либо выходом личинки из оболочки, либо выходом особи  из яйца, либо рождением особи.
    Постэмбриональный период начинается с завершения эмбрионального периода. И включает в себя: половое созревание, взрослое состояние, старение и заканчивается смертью.
     1.У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской  клетки до следующего деления или смерти.)
    2.У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, онтогенез начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами.
    У тех видов, которые размножаются половым путем, онтогенез начинается  с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы.
    Онтогенез – это не просто рост маленькой особи до тех пор, пока она не превратится в большую. Это цепь строго определенных сложнейших процессов, в результате которых формируется присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.
    И сейчас мы с вами более подробно познакомимся с эмбриональным периодом.
    Этапы эмбриогенеза.
    Ребята предлагаю вам просмотреть видео-фрагмент и выписать  в тетрадь основные стадии эмбриогенеза.
    - дробление
    - бластула 
    - гаструла
    - нейрула
    - гистогенез и органогенез
    Используя текст учебника на стр 126-127 Составьте и заполните таблицу «Зародышевые листки и их производные».
    Зародышевые листки и их производные
    Зародышевые листки
    производные
    эктодерма
    Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов
    Мезодерма
    Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы
    энтодерма
    Эпителий средней кишки, пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа, эпителий жабр и легких
    (проверка правильности заполнения таблицы)
    Физминутка
    Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5. Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно. Вытянуть вперед правую руку и медленно водить указательным пальцем в стороны, при этом внимательно следим за ним глазами, головой при этом не двигаем. Также вытягивае вперед указательный палец, смотрим на него 4 секунды, затем взгляд переводим в окно и концентрируется на дальнем предмете. Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном.
    Постэмбриональный период.
    С момента рождения и до момента смерти наступает постэмбриональный период. В чем же его особенность узнаем мы, обратившись к презентации.
    -Во время просмотра презентаций попытайтесь заполнить схему и ответить на вопросы: 
    
    Какой тип развития прямой или непрямой имеет преимущества в природе? Аргументируйте свое мнение.
    Рассказ учителя.
    ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
    По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют в тетрадях схему:
    Постэмбриональное развитие организма
    
    
    
    
    
    
    
    
                           
    
    
    
    
    
    Давайте проверим, как вы заполнили схему и ответили на вопросы.
    
    Преимущества непрямого развития
    Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
    Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
    Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
    Преимущества прямого развития.	
    При прямом развитии детеныши, более приспособленные к    жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровнем полового созревания. Прямое развитие  - признак высокой организации
    V. Рефлексия.
    Продолжите предложение. 
    1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я  получил ---
    2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками---
    3. На уроках по теме «…» я :     - узнал……  - понял……  - научился…
    4. Наибольшего успеха я достиг в …..   
    5. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…
    VI.Закрепление.
    1. Работа  с CD-диском. Интерактив. Этапы эмбриогенеза. (7)
    2. Работа  с CD-диском. Зародышевые листки (8).
    3. Работа  с CD-диском. Развитие зародыша.
    VII. Д/з пар 3.8 стр 129 работа по вопросам. 
    Какие факторы среды и как влияют на развитие живых организмов. (сообщения)
    
     

    Автор(ы): Захарова Е. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку