Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Генетика пола. (Дубинина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Дубинина Елена Александровна
    МБОУ «Шарлыкская СОШ №2»
    Предмет: Биология
    Класс:10.
    Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11кл.общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под.ред.акад.РАЕН, проф.В.Б. Захарова. – 7-е изд.. стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, (3) с. :ил.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Генетика пола. 
    Часов на изучение темы в разделе «Организм»: 19.
    В теме: 15 урок.
    Цель урока:  Изучить механизмы определения пола. 
    Задачи урока: 
    .Воспитательные: продолжить воспитание независимости суждений, сознательного подхода к процессу обучения, бережного отношения к своему здоровью.
    Основное содержание темы : Понятие о генетике пола. Механизмы определения пола. Наследование, сцепленное с полом
    Планируемые результаты:
    Предметные умения:
    Ученик должен знать:
    Хромосомный механизм определения пола,
     наследование признаков, сцепленных  с полом,
     определение ключевых понятий.
    Ученик должен уметь:
    Решать генетические задачи разной сложности, 
    объяснять цитологический механизм расщепления по полу, пользоваться терминологией,
    изображать схему хромосомного определения пола,
    составлять задачи по генетике.
    Метапредметные умения
    Познавательные:
    Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности .
    Логические: анализ объектов,установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации;
    Регулятивные: 
    Планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ.
    Коммуникативные:  Поиск и выделение необходимой информации,умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью.
    Личностные умения:
    Формирование познавательных интересов;
    Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;
    Формирование личностного отношения к изучению материала.
    Межпредметные связи:  Экология человека, информатика, валеология. 
    
    Ресурсы
    Информационный материал информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.
    Учебник  В. И Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2012г.
    Демонстрационный материал:  таблица «Генетика пола».
    Интерактивный материал : Презентация Microsoft Office Power Point; 
    Мультимедийное приложение к учебнику В. И Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» ( издательство ООО «Дрофа»,2011) 
    Раздаточный материал: :  карточки с текстами.
    Формы работы:    фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
    Содержание урока.
    I.Организационный момент .
    Приветствие
    Подготовка аудитории к работе
    Наличие учащихся
    II. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы, цели и задач урока. 
    Ситуативное задание
    Обсуждение задачи. 
    В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед - дальтоник. «Ой,  как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить». Надо ли жалеть соседских детей?
    Задание . Как вы думаете какова тема нашего урока.
     Ответьте  на вопросы для определения темы урока:
    Какая наука изучает закономерности наследования признаков ? 
    По какому признаку можно разделить на 2 группы всех присутствующих в данной аудитории людей?
    Сформулируйте тему?
    Задание 3. Применение ТРКМ- прием «Знаю-хочу узнать - узнал» на стадии вызова.
    
    ЗНАЮ
    ХОЧУ
    УЗНАТЬ
    
    УЗНАЛ
    
    
    
    
    Учитель: Давайте уточним, чем мы сегодня будем с вами заниматься?
    Учитель фиксирует вопросы на слайде.
     Итак, в ходе обсуждения появились вопросы, поэтому  я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие нас вопросы.     
    III этап. Учебно-познавательная деятельность
    1) Просмотр видеороликов - раздел – Организм, тема – Генетика пола, видео - 1/12,2/12,4/12 (приложение к диску)
    2) Ответ на вопрос: 
    А) Какова вероятность рождения девочек и мальчиков в семье?
    Б) Что такое наследование, сцепленное с полом?
    В) назовите признаки,  гены которых расположены в Y хромосоме.
    Г) назовите признаки, гены которых расположены в X хромосоме.
    
    3) Смысловое чтение и работа с дополнительным текстом  «Определение пола».Работа в парах.
    Составьте схему основных механизмов
    Какой механизм вам наиболее понятен?
    Какие вопросы у вас возникли? 
    Выполните задания № 2 и № 3 к тексту. 
    4) Решите познавательную задачу, проанализировав данный текст.(групповая работа)
    В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются со­ревноваться с ... женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина... в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех,  кто ему заведомо уступает.  Оказывается, такое  плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях муж­чин?
    5) Задание  .Придумайте  3 вопроса к тексту. Обсудите их.
    6) Задание .Объясните генетическую задачу, на  наследование дальтонизма, используя текст и схему  (стр. 202, рис. 92 учебника).
    7)  Творческое задание.  Групповое. Составление генетических задач.
    1.Составьте генетическую задачу на наследование признаков, сцепленных с полом.
    2. Условие задания готовьтесь комментировать.
    3. Выберите свое оформление задачи .(самоопределение)
    IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
    Заполнение третьей графы таблицы (возвращение к началу урока, ответы на поставленные вопросы).
    Решение познавательной задачи из начала урока.
    Подведение итогов работы в группах 
    
    V. Рефлексивная деятельность
    Самоанализ
    I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
    Закончите предложения:
    -       У меня хорошо получилось ...
    -       Серьезные трудности я ощутил…
    -       Я выполнял задания …
    -       На следующем уроке я хочу…
    -       Строки самому себе ...
    Самооценка
    II. Задание на самооценку. Закончите предложения:
    -      Сегодня на уроке я ...
    -      Самым полезным интересным для меня было ...
    -      Я не умел. А теперь умею…
    -      В течении урока я работал ...
    -      Мне хочется быть в этой теме…( самоопределение)
    VI. Домашнее задание:
    1.параграф 3.15;
    2.Выучить определение основных понятий.;
    3.Решить задачу, выбрав для себя уровень сложности (из 3 предложенных);
    4.Подготовь сообщение на тему: « Гемофилия.», « Дальтонизм».
    
    VII. Приложение.
    
    10 класс. Общая биология. УМК Сонин Н.И.   Тема «Генетика пола» . Текст задачи
    Внимательно прочитайте текст и изучите его содержание. Ответьте на вопросы и выполните задания, предложенные в конце текста.
            В природе существует несколько механизмов определения пола. Фенотипический (на пол влияют условия среды ). Например, у крокодилов в тепле из яиц выводятся самки, а в холоде самцы. Определение пола у будущих ящериц связано сразу с тремя основными факторами: генетическим набор хромосом, температурой окружающей среды и размером яйца. Из крупных яиц вылупляются самки, хотя генетически это должны быть самцы. Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов)  Уже давно было замечено, что самки рыб ( в стадии икринок) под воздействием определенных условий (среды, гормональных препаратов и т. п.) превращаются в самцов. Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у  пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц). Хромосомный (пол  определяется половыми хромосомами). Первооткрывателем половых хромосом был Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая хромосомы дрозофил.
              В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара.  Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и име­ет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара  всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, то есть у самца (XY) их нет вовсе, а у самки (XX) — только одно. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе для человека.
            Наличие полового хроматина довольно легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. С этой целью тупой стороной лезвия скальпеля делается соскоб с внутренней стороны щеки (в ротовой полости), что совершенно без­вредно и безболезненно. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроско­пом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно — путем анализа хромосомного набор соматических клеток, так и косвенно — по наличию полового хроматина.
    В период с 1969 по 1989 годы в нашей стране эту процедуру прошли около 12 тысяч человек. Всего за это время сняты с соревнова­ний 16 человек. Накануне международных соревнований эта процедура, носящая  название «секс-контроль» проводится с 1968 года. е     При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (мужчины,XXY), синдром Тернера (женщины,ХО).
    Задание №1. Составьте схему, отражающую классификацию  механизмов определения пола.
    
            Задание №2. Периодически рыбоводы закупают гормональные препараты. Для чего они это делают?
    А) меняют пол рыб
    Б) подкармливают рыбу
    В) лечат рыб
    Задание №3. Супруги Ивановы обратились в поликлинику в связи с заболеванием слизистой оболочки полости рта. В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах. И теперь врачу придется определять, где чей анализ. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.
    Результаты анализов: В соскобе №1 , кроме выявляемых микроорганизмов, обнаружена своеобразная хроматиновая  глыбка, или тельце Барра , а в анализе №2 она отсутствует.
    Задание №4. 	В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются со­ревноваться с ... женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина... в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех,  кто ему заведомо уступает.  Оказывается, такое  плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях муж­чин? Ответ обоснуйте.
    Задание №5. Придумайте самостоятельно 3 вопроса к тексту. 
    
     

    Автор(ы): Дубинина Е. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку