Дубинина Елена Александровна МБОУ «Шарлыкская СОШ №2» Предмет: Биология Класс:10. Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11кл.общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под.ред.акад.РАЕН, проф.В.Б. Захарова. – 7-е изд.. стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, (3) с. :ил. Уровень обучения: базовый. Тема урока: Генетика пола. Часов на изучение темы в разделе «Организм»: 19. В теме: 15 урок. Цель урока: Изучить механизмы определения пола. Задачи урока: .Воспитательные: продолжить воспитание независимости суждений, сознательного подхода к процессу обучения, бережного отношения к своему здоровью. Основное содержание темы : Понятие о генетике пола. Механизмы определения пола. Наследование, сцепленное с полом Планируемые результаты: Предметные умения: Ученик должен знать: Хромосомный механизм определения пола, наследование признаков, сцепленных с полом, определение ключевых понятий. Ученик должен уметь: Решать генетические задачи разной сложности, объяснять цитологический механизм расщепления по полу, пользоваться терминологией, изображать схему хромосомного определения пола, составлять задачи по генетике. Метапредметные умения Познавательные: Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности . Логические: анализ объектов,установление причинно-следственных связей осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, использовать в работе ИКТ. Коммуникативные: Поиск и выделение необходимой информации,умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью. Личностные умения: Формирование познавательных интересов; Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; Формирование личностного отношения к изучению материала. Межпредметные связи: Экология человека, информатика, валеология. Ресурсы Информационный материал информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты. Учебник В. И Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология. Базовый уровень». М.: Дрофа, 2012г. Демонстрационный материал: таблица «Генетика пола». Интерактивный материал : Презентация Microsoft Office Power Point; Мультимедийное приложение к учебнику В. И Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» ( издательство ООО «Дрофа»,2011) Раздаточный материал: : карточки с текстами. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная Содержание урока. I.Организационный момент . Приветствие Подготовка аудитории к работе Наличие учащихся II. Мотивация учебной деятельности. Постановка темы, цели и задач урока. Ситуативное задание Обсуждение задачи. В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед - дальтоник. «Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить». Надо ли жалеть соседских детей? Задание . Как вы думаете какова тема нашего урока. Ответьте на вопросы для определения темы урока: Какая наука изучает закономерности наследования признаков ? По какому признаку можно разделить на 2 группы всех присутствующих в данной аудитории людей? Сформулируйте тему? Задание 3. Применение ТРКМ- прием «Знаю-хочу узнать - узнал» на стадии вызова. ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Учитель: Давайте уточним, чем мы сегодня будем с вами заниматься? Учитель фиксирует вопросы на слайде. Итак, в ходе обсуждения появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие нас вопросы. III этап. Учебно-познавательная деятельность 1) Просмотр видеороликов - раздел – Организм, тема – Генетика пола, видео - 1/12,2/12,4/12 (приложение к диску) 2) Ответ на вопрос: А) Какова вероятность рождения девочек и мальчиков в семье? Б) Что такое наследование, сцепленное с полом? В) назовите признаки, гены которых расположены в Y хромосоме. Г) назовите признаки, гены которых расположены в X хромосоме. 3) Смысловое чтение и работа с дополнительным текстом «Определение пола».Работа в парах. Составьте схему основных механизмов Какой механизм вам наиболее понятен? Какие вопросы у вас возникли? Выполните задания № 2 и № 3 к тексту. 4) Решите познавательную задачу, проанализировав данный текст.(групповая работа) В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с ... женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина... в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин? 5) Задание .Придумайте 3 вопроса к тексту. Обсудите их. 6) Задание .Объясните генетическую задачу, на наследование дальтонизма, используя текст и схему (стр. 202, рис. 92 учебника). 7) Творческое задание. Групповое. Составление генетических задач. 1.Составьте генетическую задачу на наследование признаков, сцепленных с полом. 2. Условие задания готовьтесь комментировать. 3. Выберите свое оформление задачи .(самоопределение) IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Заполнение третьей графы таблицы (возвращение к началу урока, ответы на поставленные вопросы). Решение познавательной задачи из начала урока. Подведение итогов работы в группах V. Рефлексивная деятельность Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: Закончите предложения: - У меня хорошо получилось ... - Серьезные трудности я ощутил… - Я выполнял задания … - На следующем уроке я хочу… - Строки самому себе ... Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: - Сегодня на уроке я ... - Самым полезным интересным для меня было ... - Я не умел. А теперь умею… - В течении урока я работал ... - Мне хочется быть в этой теме…( самоопределение) VI. Домашнее задание: 1.параграф 3.15; 2.Выучить определение основных понятий.; 3.Решить задачу, выбрав для себя уровень сложности (из 3 предложенных); 4.Подготовь сообщение на тему: « Гемофилия.», « Дальтонизм». VII. Приложение. 10 класс. Общая биология. УМК Сонин Н.И. Тема «Генетика пола» . Текст задачи Внимательно прочитайте текст и изучите его содержание. Ответьте на вопросы и выполните задания, предложенные в конце текста. В природе существует несколько механизмов определения пола. Фенотипический (на пол влияют условия среды ). Например, у крокодилов в тепле из яиц выводятся самки, а в холоде самцы. Определение пола у будущих ящериц связано сразу с тремя основными факторами: генетическим набор хромосом, температурой окружающей среды и размером яйца. Из крупных яиц вылупляются самки, хотя генетически это должны быть самцы. Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов) Уже давно было замечено, что самки рыб ( в стадии икринок) под воздействием определенных условий (среды, гормональных препаратов и т. п.) превращаются в самцов. Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц). Хромосомный (пол определяется половыми хромосомами). Первооткрывателем половых хромосом был Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая хромосомы дрозофил. В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, то есть у самца (XY) их нет вовсе, а у самки (XX) — только одно. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе для человека. Наличие полового хроматина довольно легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. С этой целью тупой стороной лезвия скальпеля делается соскоб с внутренней стороны щеки (в ротовой полости), что совершенно безвредно и безболезненно. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно — путем анализа хромосомного набор соматических клеток, так и косвенно — по наличию полового хроматина. В период с 1969 по 1989 годы в нашей стране эту процедуру прошли около 12 тысяч человек. Всего за это время сняты с соревнований 16 человек. Накануне международных соревнований эта процедура, носящая название «секс-контроль» проводится с 1968 года. е При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (мужчины,XXY), синдром Тернера (женщины,ХО). Задание №1. Составьте схему, отражающую классификацию механизмов определения пола. Задание №2. Периодически рыбоводы закупают гормональные препараты. Для чего они это делают? А) меняют пол рыб Б) подкармливают рыбу В) лечат рыб Задание №3. Супруги Ивановы обратились в поликлинику в связи с заболеванием слизистой оболочки полости рта. В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах. И теперь врачу придется определять, где чей анализ. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте. Результаты анализов: В соскобе №1 , кроме выявляемых микроорганизмов, обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, или тельце Барра , а в анализе №2 она отсутствует. Задание №4. В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с ... женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина... в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин? Ответ обоснуйте. Задание №5. Придумайте самостоятельно 3 вопроса к тексту.
Автор(ы): Дубинина Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Дубинина Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.ppt