Захарова Елена Анатольевна, учитель биологии и химии МБОУ «Шарлыкская СОШ №2» Название предмета: БИОЛОГИЯ. Класс: 10. УМК: Своглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Генетика. Г. Мендель – основоположник генетики». Место урока в системе уроков по теме - десятый урок в разделе «Организм» и двадцать пятый по календарно-тематическому планированию. Цель урока: Сформировать представление о генетике как науке, о гибридологическом методе изучения наследственности Г.Менделя, основных понятиях генетики. Задачи урока. Образовательные: Познакомить их с заслугами Г.Менделя. Опираясь на знания, полученные учащимися в 9 классе, сформировать общее представление о гибридологическом методе изучения наследственности. Повторить основные понятия генетики: генотип, фенотип, альтернативные признаки, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак. Развивающие – развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий. Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи. Воспитательные – воспитывать уважение к людям науки, формировать представление о научной честности, трудолюбии и аккуратности; развивать навыки рефлексии, самоанализа. (обучение идет не по ФГОС) Планируемые результаты урока: Знать: основные понятия и термины генетики. Уметь: работать с текстом, выбирать главное, уметь работать с генетическими символами и терминами. Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор. CD-диск Мультимидийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой Общая биологи 10-11 класс, ООО «Дрофа», 2011г. http://studydoc.ru/doc/4842307/tema-uroka-osnovnye-ponyatiya-genetiki Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал статья "Как работал Мендель", тест, презентация. Тип урока: изучение нового материала. Структура урока. I.Орг. момент. Приветствие учащихся. II. Актуализация знаний. «Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать. Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.» Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист. III. Изучение нового материала. Тема сегодняшнего урока «Генетика. Г. Мендель – основоположник генетики». Ребята, а чтобы вы хотели узнать при изучении данной темы? (совместно формулируют цели урока) 1.Работа с терминами. С древнейших времен люди использовали явление наследственности в практических целях. Китайские рукописи свидетельствуют о том, что примерно б тыс. лет назад сорта риса выводили путем гибридизации и отбора. За 4 тыс. лет до нашей эры в Вавилоне велись записи о наследовании формы гривы у лошадей. Но оставался вопрос «Почему?». Почему потомки похожи на родителей, но не являются их точной копией? Ответ на этот вопрос дала молодая наука – генетика. Вспомните, пожалуйста, материал 9 класса и ответьте на вопрос: Что изучает генетика? Генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Работа с основными терминами генетики по презентации. ( учащиеся записывают в тетрадь термины и генетические символы.) 2.История науки. Кто считается основателем генетики? (Грегор Иоганн Мендель) Сообщение учащегося. Прослушайте сообщение учащегося о научных исследованиях Г. Менделя и ответьте на вопрос: Почему годом рождения генетики считают 1900 год, в то время как Г.Мендель еще в 1865 году изложил результаты своих опытов с горохом в статье «Опыты над растительными гибридами»? 3. Самостоятельная работа учащихся с источником научной информации Раздаточный материал на столах учеников – статья "Как работал Мендель". Задание для обучающихся по статье: докажите, что выбор растения горох для опытов было у Менделя удачным. Проверка выполнения задания. Физминутка. Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5. Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно. Вытянуть вперед правую руку и медленно водить указательным пальцем в стороны, при этом внимательно следим за ним глазами, головой при этом не двигаем. Также вытягивае вперед указательный палец, смотрим на него 4 секунды, затем взгляд переводим в окно и концентрируется на дальнем предмете. Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном. 4. Мендель разработал основной метод изучения наследственности – гибридологический. Что собой представляет этот метод, вы узнаете изучив материал на стр 139. Гибридологический метод, предложенный Грегором Менделем, предусматривает скрещивание родительских пар, отличающихся между собой рядом признаков, и последующий учет соотношений комбинаций этих признаков у потомков. Итак, Г. Мендель создал гибридологический метод, который является основой современной генетики и установил законы наследования пар признаков, с которыми мы продолжим знакомство на следующих уроках. IV. Рефлексия. Продолжите предложение. 1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил --- 2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками--- 3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился… 4. Наибольшего успеха я достиг в ….. 5. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на… V. Закрепление. Работа с CD- диском 7/8 Альтернативные признаки. Работа с CD- диском8/8 Тест по теме Генетика. Внимательно прочтите определения и вставьте номера правильных терминов в таблицу: 1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости – генетика 2. Совокупность всех генов организма – генотип 3. Совокупность всех признаков организма – фенотип 4. Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей – доминантный 5. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения – рецессивный 6. Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –гомозиготные 7. Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении – гетерозиготные 8. Наследственный фактор – ген 9.Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака – Аллели 10. Основоположник генетики –Мендаль Термины: 1. Ген 2. Генетика 3. Гомозигота 4. Гетерозигота 5. Доминирование 6. Фенотип 7. Генотип 8. Рецессивный ген 9. Аллели 10. Г. Мендель (взаимопроверка). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 7 6 5 8 3 4 1 9 10 Выставление оценок. VI. Д/З пар 3.10 стр 1-4. Подготовить сообщение на тему «Интересные факты о генетике»
Автор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Раздаточный материал.docxАвтор(ы): Захарова Е. А.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.docx