Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Прокариотическая клетка. (Дубинина Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Дубинина Елена Александровна
    МБОУ «Шарлыкская СОШ №2»
    Предмет: Биология
    Класс:10.
    Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11кл.общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под.ред.акад.РАЕН, проф.В.Б. Захарова. – 7-е изд.. стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 381, (3) с. :ил.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Прокариотическая клетка. 
    Часов на изучение темы:12.
    В теме: 9 урок.
    Цель урока:  Изучить строение и жизнедеятельность прокариотических клеток. 
    Задачи урока: 
    Образовательные: 
    Создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом;
    изучить строение прокариотической клетки и размножение; 
    рассмотреть виды бактерии; 
    раскрыть роль бактерий и синезеленых водорослей ( цианобактерий ) в природе и жизни человека, их распространении.  
    сравнить растительную и животную клетки, охарактеризовав строение и функции их органоидов.
    Развивающие : 
    Развивать умения работать творчески, логически мыслить и рассуждать, умения работать с учебником и дополнительной литературой. 
    сравнить растительную и животную клетки, охарактеризовав строение и функции их органоидов.
    Продолжить формирование умений работать с рисунками, текстом,  видеоматериалом;
    Формировать умения и навыки самостоятельной работы, выделять главное, анализировать.
    
    Воспитательные: 
    Формирование культуры биологической речи и  воспитывать бережное; 
    Формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания;
    Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы;
    Продолжить формировать научное мировоззрение.
    Планируемые результаты:
    Предметные
    Изучить строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличать бактерии от других видов живых организмов, объяснять особенности жизнедеятельности бактерий; распознавать и описывать строение бактериальной клетки
    Метапредметные
    Регулятивные:  давать самооценку, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, планировать свою деятельность; 
    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи ; отвечать на вопросы, работать с видеоматериалами приложения; извлекать информацию из сообщений учащихся
    Коммуникативные: организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
    Личностные: проявление интеллектуальных и творческих способностей, проявление интереса к изучению природы; осознание ответственного отношения к обучению.
    
    Техническое обеспечение урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
     Мультимедийное приложение к учебнику В. И Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» ( издательство ООО «Дрофа»,2011)
    
    Раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями).
    Содержание урока.
    I этап. Мотивация к деятельности
    Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук писал "Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие "зверушки" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме "зверушки" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце:" 
    Какова тема нашего урока? Какие задачи перед собой поставим?
    Что значит доядерные клетки?
    Второе  их название? 
    Как называется наука, изучающая 
    Микроорганизмы?  Бактерии?
    Когда возникли бактерии?
    II этап. Учебно-познавательная деятельность.
    
    1) Типы бактерий и их значение. (просмотр видеролика1/7 и ответить на вопросы)
    
    Где обитают бактерии?
    Какие формы бактерий различают?
    Какое значение они имеют?       
    2) Строение прокариотической клетки (просмотр видеоролика 2/ 7 и зарисовать  в тетрадь).
    3) Деление клетки (просмотр 3/7) и спорообразование (просмотр 4/7) .(объяснение учителя).
    4) Сравнение клеток прокариот и эукариот ( работа в парах  с табл. 3 стр 72 учебника).
    5) Значение бактерий.
    ПОЛЕЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ (сообщение 1ученик)
     В природе они:
    – способствуют образованию гумуса;
    – участвуют в геологических процессах, разлагая органические вещества до минеральных, образуют залежи серных, железных руд, насыщают почву азотом;
    – вызывают заболевания растений и животных.
    Человек широко использует бактерии в:
    – пищевой промышленности (кисломолочные продукты, квашеная капуста);
    – сельском хозяйстве (кормовой белок, силос);
    – медицине (витамины, гормоны, антибиотики);
    – промышленности (добыча металлов); 
    – энергетике (биогаз).
    
    Положительную роль бактерий для человека невозможно переоценить. С помощью бактерий получают вино, молочные продукты, закваски и др. продукты, ацетон и бутанол, уксусную и лимонную кислоты, некоторые витамины, ряд ферментов, антибиотики и каротиноиды. Бактерии участвуют в трансформации стероидных гормонов и др. соединений. Их используют для получения белка (в т. ч. ферментов) и ряда аминокислот. 
    Бактерии используют для извлечения металлов (в т.ч. золота), увеличения нефтеотдачи пластов. Изучение бактерий сыграло огромную роль в становлении многих направлений биологии, в медицине, агрономии и др. Велико их значение в развитии генетики, т.к. они стали классическом объектом для изучения природы генов и механизмов их действия
    Потенциал бактерий в практическом отношении неисчерпаем. Углубление знаний об их жизнедеятельности открывает новые направления эффективного использования бактерий в биотехнологии и других отраслях про-мышленности
    Бактерии являются ключевым фактором почвообразования, зон окисления сульфидных и серных месторождений, образования железных и марганцевых осадочных пород и т.д.
    Генная инженерия.
    Одно из достижений генной инженерии - это перенос генов, кодирующих синтез инсулина у человека, в клетки бактерий. Раньше этот гормон получали из поджелудочной железы животных, чаще свиней. В настоящее время получен инсулин с помощью кишечной палочки -это 1-й генно-инженерный белок 
    
    ВРЕДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ ( сообщение 2 ученик)
    Нередко они становятся причиной порчи сельхоз. продукции, разрушения подземных частей зданий, трубопроводов, металлических конструкций шахт, подводных сооружений и т.д. Изучение особенностей жизнедеятельности этих бактерии позволяет разработать эффективные способы защиты от вызываемых ими повреждений
    Отдельные виды бактерий живут и размножаются в живом организме животных, человека и растений, в их клетках. Такие бактерии называются паразитическими. Под влиянием жизнедеятельности бактерий в организме человека, животных и растений возникают различные заболевания, поэтому паразитические бактерии называются еще болезнетворными.
    Паразитические или болезнетворные бактерии (или их споры), проникая в организм растений, животных и человека через воздух, продукты, воду, кожный покров, живут за счет живых клеток, быстро размножаются, и выделяемые ими ядовитые вещества (токсины) проникают в кровь. В результате организм отравляется и заболевает.
    Разные виды болезнетворных микробов вызывают у человека туберкулез, тиф, дифтерию, холеру и много других тяжелых и заразных болезней.
    Если здоровый человек заразится от больного или носителя болезнетворных бактерий, то эти бактерии вызывают у него такое же заболевание. Это называется заражением.
    Если здоровый человек пользуется посудой больного, одними постельными принадлежностями, вытирается его полотенцем, носит его одежду, то он может заболеть. Если не соблюдать личную гигиену, не придерживаться санитарных норм, то заразные болезни быстро распространятся среди населения.
    В некипяченой воде, в особенности в арычной, в воде хаузов и бассейнов, живет множество бактерий. Поэтому нельзя пить сырую воду, мыть в ней овощи и фрукты. Для этой цели лучше использовать кипяченую или водопроводную (кяризную) воду.
    Раньше такие заразные (инфекционные) болезни, как чума, холера, тиф и т. д., быстро распространялись и захватывали огромные территории, вызывая эпидемию. Вымирало все население кишлаков, населенных пунктов, городов и т. д. В настоящее время врачи хорошо изучили болезнетворные бактерии и умеют бороться с ними. Инфекционных больных изолируют от здоровых людей, помещают в больницы. Чтобы уничтожить болезнетворные бактерии, в жилых помещениях, школах, детских садах, где находились больные, проводят дезинфекцию. Чтобы предупредить дифтерию, корь, оспу, столбняк, делают прививки. Важным средством борьбы с инфекционными болезнями является соблюдение чистоты своего тела, жилища, школы, частое проветривание классов и т. д.
    Большую роль в борьбе с болезнетворными бактериями играют зеленые насаждения. Многие деревья и кустарники выделяют особые вещества (фитонциды), которые убивают болезнетворные бактерии, содержащиеся в воздухе. Особенно много таких веществ выделяют гледичия, грецкий орех, тополь, можжевельник (арча).Наше государство уделяет большое внимание озеленению городов, поселков и кишлаков. Школьники должны оказывать помощь не только в посадке зеленых насаждений, но и их охране.
    
    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
    
    Закрепление изученного материала. 
    Фронтальный опрос.
    Задания на доске
    1. Выберите правильные утверждения:
    а) бактерии размножаются спорами;
    б) бактериальная клетка не имеет аппарата Гольджи;
    в) для бактерий благоприятными условиями являются высокая температура и ультрафиолетовое излучение;
    г) к прокариотам относятся простейшие, водоросли и грибы;
    д) прокариоты широко используются в различных отраслях народного хозяйства;
    е) среди прокариот встречаются как автотрофы, так и гетеротрофы;
    ж) бактерии живут только в анаэробных условиях;
    и) все бактерии – паразиты животных и растений.
    2. Найдите ошибки в тексте.
    Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору.
    3. Решите биологические биологические задачи.
    1. Жара. На столе стоит закупоренная бутылка с хлебным квасом. Через некоторое время жидкость начинает пениться, выделяя газ. Вдруг пробка с оглушительным хлопком вылетает из бутылки, а за ней и квас. Объясните причину образования этого газа. (Речь, конечно, идет о дрожжах-сахаромицетах, являющихся эукариотами.)
    2. Вы получили небольшую ссадину, поленились смазать ранку йодом. Через некоторое время вокруг ранки появляется покраснение, а через несколько дней нагноение. И только нож хирурга сможет предотвратить опасные последствия. В чем причина нагноения?
    
    Индивидуальный опрос.(работа по карточкам)
    Тест.
    1. Наука, изучающая бактерии, называется:
    а) цитология;
    б) микробиология; 
    в) вирусология
    2. Бактерии являются организмами:
    а) одноклеточными; 
    б) многоклеточными;
    в) неклеточными.
    3. Бактериальная клетка включает в себя:
    а) оболочку;
    б) ядро; 
    в) цитоплазму;
    г) ядерное вещество;
    д) митохондрии.
    4. Образование спор у бактерий необходимо для: 
    а) размножения;
    б) переживания неблагоприятных условий;
    в) питания.
    5. Для бактерий характерен способ питания:
    а) фотосинтез;
    б) сапрофитный;
    в) паразитный;
    г) хемосинтез.
    6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:
    а) бактерии гниения;
    б) молочнокислые; 
    в) клубеньковые;
    г) почвенные.
    7. Бактерии в форме палочек – это:
    а) бациллы; 
    б) спириллы; 
    в) кокки.
    8. Изогнутые бактерии – это:
    а) кокки;
    б) спириллы;
    в) вибрионы.
    9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:
    а) аэробы;
    б) анаэробы;
    в) автотрофы.
    10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:
    а) автотрофы;
    б) гетеротрофы.
    11. Как называется массовое заболевание людей:
    а) инфекция;
    б) эпидемия.
    12. Первым из ученых, кто  увидел и описал клетку бактерий, был:
    а) Роберт Гук; 
    б) Антони ван Ливенгук;
     в) Луи Пастер.
    
    Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б;
    12 - б.
    
    IV этап. Рефлексивная деятельность. 
    
    Какие задачи мы поставили?
    Давайте ответим на свои вопросы.
    
    Самоанализ
    Методика незаконченного предложения:
    Сегодня на уроке я....
    Мне это необходимо для…
    Хочу похвалить себя за…
    На следующий урок я …
    
    V этап. Домашнее задание 
    Параграф 2.9
    Ответы  на вопросы стр. 73
    Записи в тетради.
    
     

    Автор(ы): Дубинина Е. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку