Баловнева Т. Е., учитель биологии
МАОУ «Шарлыкская СОШ №1»
Шарлыкский район
Название предмета: биология
Класс: 10 класс
УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011
Уровень обучения: базовый
Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 6 часов.
Место урока в системе уроков по теме: 6 урок
Цель урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами.
Задачи урока:
Образовательные:
охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;
раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации.
Развивающие:
развивать общеучебные умения;
развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи;
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание);
развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, таблица «Строение белка», приложение 1, инструктивные карты
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК.
Метапредметные результаты: умение обобщать и анализировать полученную информацию.
Личностные результаты: умение грамотно изложить свою точку зрения.
Содержание урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее изученного материала
3. Мотивация
4. Сообщение темы и цели урока
5. Изучение новой темы
6. Закрепление
7. Рефлексия
8. Задание на дом
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация ранее изученного материала
- Какую тему мы изучаем на последних уроках? (химический состав клетки)
- Какие органические вещества изучили на последнем уроке?
Задание у доски: из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки. СЛАЙД 1
Вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин. (1 ученик)
Индивидуальный опрос:
1. - Какие химические соединения называются углеводами? Строение, функции. (дополн. вопрос: - Объяснить значение терминов денатурация и ренатурация.)
2. - Рассказать о составе и строении белков. (Доп.- - Какое биологические функции выполняют белки?)
Проверка работы на доске (критерии оценивания 14-15 б «5»; 13-11 – «4»; 10- 7 – «3»).
III. Мотивация
Послушайте мой рассказ и попытайтесь понять о каком органическом соединении пойдет речь на уроке.
Фамилия исторически могла возникнуть в одном месте или в нескольких. Интуитивно можно предположить, что редкие фамилии, скорее всего, имеют один корень древа происхождения, а такие распространенные, как, например, Ивановы, Петровы или Смирновы, скорее всего, возникали многократно и в разных местах. Нужно было проверить это, оценить так называемый индекс монофилетичности для разных фамилий. Чтобы разобраться в проблеме, ученым необходимо было решить несколько задач. Первая – найти однофамильцев, не являющихся явными родственниками. Для этого генетики использовали обширную базу данных, собранных в полевых экспедиционных исследованиях, где они брали анализ крови на ДНК у жителей разных регионов страны. Участники проекта получали от организаторов подробное информационное письмо, анкету для заполнения и в ответ должны были прислать образец ДНК. Ученые получали образцы ДНК и анализировали их в лаборатории.
Интересно, что из всей базы русских однофамильцев, собранных по всему миру, треть (36%) оказались родственниками.
Высказывание учащихся
IV. Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 2
Тема нашего урока: Нуклеиновые кислоты.
- Какую поставим цель? Что должны узнать о Н.К.? (формулировка цели)
V. Изучение новой темы.
1. Изучение текста «Из истории открытия нуклеиновых кислот»
Беседа по прочитанному:
-Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему?
- Кто из ученых открыл нуклеиновые кислоты?
- Сколько видов НК? Как они называются?
2. Строение нуклеиновых кислот.
Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты.
Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника. Ответы записывать в тетрадь.
СЛАЙДЫ 3-10 По окончании работы с инструкционной картой фронтальное обсуждение ответов учащихся и корректировка через показ слайдов.
Выводы. Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития. Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов. Любые изменения строения нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя, таким образом, на их жизнеспособность.
VI. Закрепление
1. Игра «Кто быстрее?» Заполните таблицу СЛАЙД 11
Учащиеся заполняют в тетрадях. Затем на доске появляются ответы.
Сходство и различия молекул ДНК и РНК.
Признаки сравнения
ДНК
РНК
1.Количество цепей
Две
Одна
2. Углевод
Дезоксирибоза
Рибоза
3.Локализация в клетке
Ядро, митохондрии, хлоропласты
Ядро, рибосомы,
митохондрии, хлоропласты
4.Структура
Двойная спираль
Цепочка
нуклеотидов
5. Азотистые основания
А, Т, Г, Ц
А, У, Г, Ц
6.Функции
Хранение и передача наследственной информации
Участие в синтезе белков
2. Решение задачи на комплементарность. Учащиеся дают определение «комплементарность», им предлагается достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А…
- Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль? (водородными)
VII. Рефлексия Удалось ли нам достичь цели урока?
-Что особенного в строении ДНК? РНК?
- В чем заключается смысл правила Чаргаффа?
Оценивание учащихся
VIII. Задание на дом
СЛАЙД 12 Изучить текст параграфа 2.6, ответить на вопросы.
Для учащихся сдающих ЕГЭ решить задачи
1. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц,
2. Задача. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определить: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК? б) Какова длина ДНК?
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc Инструкционная карта Тема: Нуклеиновые кислоты
Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции.
Работайте в паре. Смотрите учебник параграф 2.6, стр. 48-52.
Вставьте пропущенные слова:
1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …..,…..,……,……
2) Рассмотрите рис. 20, 23. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК
Схема строения нуклеотида ДНК
Схема строения нуклеотида РНК
3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК? Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК.
Типы нуклеотидов ДНК
1.
2.
3.
4.
Типы нуклеотидов РНК
1.
2.
3.
4.
4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК?
5) Какими связями соединены цепочки ДНК? Количество связей между А-Т; Г-Ц?
6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А
7) Какова функция ДНК?
8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции?
Типы РНК
Функции
1.
2.
3.
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Инструкционная карта.docАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.doc