Баловнева Т. Е., учитель биологии МАОУ «Шарлыкская СОШ №1» Шарлыкский район Название предмета: биология Класс: 10 класс УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 Уровень обучения: базовый Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 6 часов. Место урока в системе уроков по теме: 6 урок Цель урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами. Задачи урока: Образовательные: охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Развивающие: развивать общеучебные умения; развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи; развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание); развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному. Воспитательные: воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация, таблица «Строение белка», приложение 1, инструктивные карты Планируемые результаты: Предметные результаты: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК. Метапредметные результаты: умение обобщать и анализировать полученную информацию. Личностные результаты: умение грамотно изложить свою точку зрения. Содержание урока: 1. Организационный момент 2. Актуализация ранее изученного материала 3. Мотивация 4. Сообщение темы и цели урока 5. Изучение новой темы 6. Закрепление 7. Рефлексия 8. Задание на дом ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация ранее изученного материала - Какую тему мы изучаем на последних уроках? (химический состав клетки) - Какие органические вещества изучили на последнем уроке? Задание у доски: из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки. СЛАЙД 1 Вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин. (1 ученик) Индивидуальный опрос: 1. - Какие химические соединения называются углеводами? Строение, функции. (дополн. вопрос: - Объяснить значение терминов денатурация и ренатурация.) 2. - Рассказать о составе и строении белков. (Доп.- - Какое биологические функции выполняют белки?) Проверка работы на доске (критерии оценивания 14-15 б «5»; 13-11 – «4»; 10- 7 – «3»). III. Мотивация Послушайте мой рассказ и попытайтесь понять о каком органическом соединении пойдет речь на уроке. Фамилия исторически могла возникнуть в одном месте или в нескольких. Интуитивно можно предположить, что редкие фамилии, скорее всего, имеют один корень древа происхождения, а такие распространенные, как, например, Ивановы, Петровы или Смирновы, скорее всего, возникали многократно и в разных местах. Нужно было проверить это, оценить так называемый индекс монофилетичности для разных фамилий. Чтобы разобраться в проблеме, ученым необходимо было решить несколько задач. Первая – найти однофамильцев, не являющихся явными родственниками. Для этого генетики использовали обширную базу данных, собранных в полевых экспедиционных исследованиях, где они брали анализ крови на ДНК у жителей разных регионов страны. Участники проекта получали от организаторов подробное информационное письмо, анкету для заполнения и в ответ должны были прислать образец ДНК. Ученые получали образцы ДНК и анализировали их в лаборатории. Интересно, что из всей базы русских однофамильцев, собранных по всему миру, треть (36%) оказались родственниками. Высказывание учащихся IV. Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 2 Тема нашего урока: Нуклеиновые кислоты. - Какую поставим цель? Что должны узнать о Н.К.? (формулировка цели) V. Изучение новой темы. 1. Изучение текста «Из истории открытия нуклеиновых кислот» Беседа по прочитанному: -Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему? - Кто из ученых открыл нуклеиновые кислоты? - Сколько видов НК? Как они называются? 2. Строение нуклеиновых кислот. Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты. Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника. Ответы записывать в тетрадь. СЛАЙДЫ 3-10 По окончании работы с инструкционной картой фронтальное обсуждение ответов учащихся и корректировка через показ слайдов. Выводы. Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития. Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов. Любые изменения строения нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя, таким образом, на их жизнеспособность. VI. Закрепление 1. Игра «Кто быстрее?» Заполните таблицу СЛАЙД 11 Учащиеся заполняют в тетрадях. Затем на доске появляются ответы. Сходство и различия молекул ДНК и РНК. Признаки сравнения ДНК РНК 1.Количество цепей Две Одна 2. Углевод Дезоксирибоза Рибоза 3.Локализация в клетке Ядро, митохондрии, хлоропласты Ядро, рибосомы, митохондрии, хлоропласты 4.Структура Двойная спираль Цепочка нуклеотидов 5. Азотистые основания А, Т, Г, Ц А, У, Г, Ц 6.Функции Хранение и передача наследственной информации Участие в синтезе белков 2. Решение задачи на комплементарность. Учащиеся дают определение «комплементарность», им предлагается достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи. 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т… 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А… - Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль? (водородными) VII. Рефлексия Удалось ли нам достичь цели урока? -Что особенного в строении ДНК? РНК? - В чем заключается смысл правила Чаргаффа? Оценивание учащихся VIII. Задание на дом СЛАЙД 12 Изучить текст параграфа 2.6, ответить на вопросы. Для учащихся сдающих ЕГЭ решить задачи 1. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц, 2. Задача. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определить: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК? б) Какова длина ДНК?
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docИнструкционная карта Тема: Нуклеиновые кислоты Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции. Работайте в паре. Смотрите учебник параграф 2.6, стр. 48-52. Вставьте пропущенные слова: 1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …..,…..,……,…… 2) Рассмотрите рис. 20, 23. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК Схема строения нуклеотида ДНК Схема строения нуклеотида РНК 3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК? Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК. Типы нуклеотидов ДНК 1. 2. 3. 4. Типы нуклеотидов РНК 1. 2. 3. 4. 4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК? 5) Какими связями соединены цепочки ДНК? Количество связей между А-Т; Г-Ц? 6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А 7) Какова функция ДНК? 8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции? Типы РНК Функции 1. 2. 3.
Автор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Инструкционная карта.docАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Баловнева Т. Е.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.doc