Качурина Наталья Петровна учитель географии и биологии МБОУ «Казанская СОШ» Названиепредмета: биология Класс: 10 УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с; Уровень обучения:базовый Тема урока:Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12 Место урока в системе уроков по теме: урок 3 Цель урока: Изучить химический состав клетки и формирование знаний о строении и свойствах воды, минеральных солей и составляющих их химических элементов. Задачи урока: образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессах жизнедеятельности; развивающаяся: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, умение выделять главное, формировать выводы; воспитательная:воспитание чувства ответственности в изучении предмета, взаимоуважение, самостоятельности в работе; Планируемые результаты: предметные – знать особенности строение молекул воды и её свойства; значение минеральных солей в жизнедеятельности клетки; формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе; метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни; личностные – выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, ответственность. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с. 2. Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой.Биология 10-11 кл. Общая биология. 3. Приложение 1 Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика 1-й этап Организационный момент. Актуализа ция знаний Приветствие – подготовка класса к работе, наличие учащихся. Перед вами набор слов: медь, белки, железо, углеводы, жиры, витамины, магний, золото, сера, кальций, фосфор. - На какие две группы по своему значению можно поделить эти слова? Ответ поясните. Отвечают на вопросы. 2-й этап Целеполагание Прием «ДаНет» 1. Для разных царств живых организмов характерен разный состав. 2. В живых организмах имеются такие элементы которых нет в неживой природе. 3. С, H, O, N, Fe, Ca – называют биоэлементами. 4. Микроэлементы входят гормонов, ферментов. 5. Йод входит в состав гормона инсулина. 6. Вода универсальный растворитель и все вещества растворяются в воде. 7. Внутри и снаружи живой клетки концентрация ионов одинаковая. НЕТ – 1, 2,3, 5,6,7 ДА - 4 Осознание знаний и незнаний и дальнейшее планирование действий 3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний 1.Работа с электронным приложением к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Просмотр видео с определенной информацией: «Химические вещества клетки». 2.Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организации живых существ в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках. (Анемия, базедова болезнь у человека.) 3.Каково значение воды в жизни человека? (Пьет, моется, использует в различных производствах.) Учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы» данных процессов, явлений. Записывают тему урока «Неорганические вещества клетки» 4.Учитель читает строки стихотворения М.Дудника: Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек, Из воды, добавлю, родных его рек, Из воды, добавлю, дождей, что его напоили, Из воды, добавлю, из древней воды родников, Из которых деды и прадеды пили. 5.Примеры содержания воды в различных клетках организма: -в молодом организме человека или животного – 80 % от массы клетки; - в клетках старого организма 60%; - в головном мозге 85%; - в клетках эмали зубов до 15 %. При потере 20 % воды у человека наступает смерть. Вопрос: Чем определяется различие в содержании воды в клетках? Учащиеся анализируют факты и делают вывод о соответствии содержания воды, интенсивности процесса обмена веществ. Ответ: воды больше в тех клетках, в которых обмен веществ протекает интенсивнее. 4-й этапИзучение нового материала Активизация деятельности учащихся 1.Работа с электронным приложением к учебнику: «Вода в организме». Выполнить задание: Подпишите жидкостные структуры клетки или организма 2.Просмотр информации: Строение молекулы и свойства воды. Молекула воды имеет форму треугольника: Каков характер ковалентной связи между атомом кислорода и атомами водорода? 3.Просмотр информации: «Способность воды -растворять вещества». (Строение молекулы –диполь) Атом кислорода сильно электроотрицательный по отношению к атому водорода, что обеспечивает полярность ковалентной связи; при этом кислород оттягивает на себя электроны общей электронной пары. Следовательно, кислород отрицательно заряжен, а водород – положительно. Между атомами О и Н соседних молекул возникает водородная связь. Именно благодаря способности молекул воды связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни. 4.Давайте вспомним физические свойства воды. Вода – это бесцветная прозрачная жидкость, без цвета, запаха и вкуса, максимальная плотность — при 4°С, высокая теплоемкость, практически не сжимается; чистая вода плохо проводит тепло и электричество, замерзает при 0 °С, кипит при 100 °С, обладает высокой испаряемостью за счет слабых водородных связей, текучесть. 5. Каковы химические свойства воды? Демонстрация опытов. Составление таблицы с учащимися. - Растворить в воде вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло. - Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет? Дается понятие гидрофильных и гидрофобных веществ. 6.Работа с электронным приложением к учебникуПросмотр информации:«Значение воды» 7.Другая группа неорганических соединений – это минеральные соли Назовите известные вам минеральные соединения, входящие в состав клетки? Просмотр информации: «Минеральные соли» Соли в живых организмах находятся в растворенном состоянии в виде ионов – положительно заряженных катионов и отрицательно заряженных анионов. Концентрация катионов и анионов в клетке и в окружающей ее среде неодинакова. В клетке содержится довольно много калия и очень мало натрия. Во внеклеточной среде, например в плазме крови, в морской воде, наоборот, много натрия и мало калия. Раздражительность клетки зависит от соотношения концентраций ионов Na+, K+, Ca2+, Mg2+. В тканях многоклеточных животных Са2+ входит в состав межклеточного вещества, обеспечивающего сцепленность клеток и упорядоченное их расположение. От концентрации солей зависят осмотическое давление в клетке и ее буферные свойства. Буферностьюназывается способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию ее содержимого на постоянном уровне. Выполняют задание Ответ:ковалентная полярная Работа с приложением 1 Делают выводы о свойствах воды. Заполняют таблицу. Учащиеся делают записи в тетради Работа с приложением 1 Определение понятия учащиеся записывают в тетрадях 5-й этап Первичное закрепление знаний Проверка знаний с использованием электронного приложения к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Задание: Выполнить тест «Неорганические вещества» Индивидуальная работа в тетради и затем самопроверка 6-й этап Рефлексия 7-й этап Закрепление нового материала - Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно? - А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно? - А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день? Составить синквэйн по теме «Неорганические вещества». Выполнить задания из приложения 2 Работа в парах Взаимопроверка. 8-й этап Домашнее задание П.2.3 учебника, вопросы на стр.32-33 Подумайте над вопросом: «Почему вода – сама жизнь?» По желанию найти дополнительный материал о белках.
Автор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.docx