Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Химический состав клетки. (Семикаленова Т.Н.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                                Семикаленова Т.Н.
                                                                                                               МБОУ «Богородская СОШ» 
                                                                                                               Шарлыкский район
                Название предмета: биология
                Класс: 10 класс
                УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
                Уровень обучения: базовый
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме: урок 2
    Тема: Химический состав клетки
    Цель урока: продолжить формирование понятия о молекулярном уровне организации живой материи и единстве элементарного состава живой и неживой природы ; систематизировать знания учащихся о роли химических элементов в живых организмах.
    Задачи урока
    Образовательные:
    систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя  компьютер, способствовать формированию обобщающей картины мира; продолжить формирование у школьников убеждения в том, что  живая и неживая природа сходны элементарным составом.
     Развивающие: 
    Способствовать развитию  учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, анализировать, сравнивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; продолжить развитие учебно-познавательных и учебно-организационных умений; развивать умение работать с компьютером и электронными пособиями.
    Воспитательные: 
    продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; способствовать воспитанию культуры общения. 
    Планируемые результаты: Уметь сравнивает ь сходство биологических систем и объектов неживой природы .Характеризовать биологическое значение химических элементов, их содержание в организме и роли  в живых организмах.
    Тип урока:  Открытие новых знаний .
    Оборудование: ноутбук, экран, проектор, учебное электронное издание «Биология 10-11классы», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева ,посуда для проведения опытов, дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока, integrirovannyy-urok.docx.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    2. Цель: психологическая установка на  урок
    (взаимное приветствие , проверка готовности к уроку)
    У вас на столах лежат оценочные листы, в которые вы будете вписывать отметки , полученные за выполнение заданий. Отметка за урок выставляется как среднее арифметическое с применением правила округления чисел.
     
    фИО
    Домашнее
    задание
    тесты
    Самостоятельная
    работа
    Ответы на вопросы
    Итоговая
    отметка
    1
    
    
    
    
    
    2 и т.д.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3.Актуализация опорных знаний .Проверка домашнего задания.
    Включение учащихся в учебную деятельность.
    - из курса биологии мы знаем уровни организации живой природы. Назовите их. пожалуйста! 
    Ответ: молекулярно-генетический, клеточный,организменный,популяционно-видовой, биогеоцинотический,биосферный.
    - кем и когда была сформулирована клеточная теория?
    -перечислите современные положения клеточной теории.
    -какое значение имеет клеточная теория для развития биологии?
    -подумайте, для каких представителей органического мира понятия «клетка» и »организм»   совпадают?
    --На каком уровне начинается различие между живой и неживой природой?
    Как узнать, что отличие между живыми организмами и неживой природой начинается на молекулярном уровне? Проблемная ситуация.
    Ответ: нужно рассмотреть  химический  состав клетки.
    4.  Определение темы и задач урока
    Поэтому темой нашего урока является «Химический состав клетки.»
    Что вы знаете о химическом составе клеток? Таким образом, исходя из названия темы урока , попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока:
    - пополнить и систематизировать знания о химическом составе клетки.
    Используя периодическую систему элементов, выяснить ,какие элементы входят  в состав живых клеток.
    5. Изучение нового материала
    А) Этап вызова информации.
    /Приложение 1/Химическая организация клетки
    Посмотреть презентацию , записать элементы, входящие в состав клетки.
    /Приложение 2/
    -рассмотрите периодическую таблицу и скажите
    В чем проявляется общность живой и неживой природы?
    Вывод:
    Никаких специальных элементов характерных только для живых организмов не существует, и это является одним из доказательств общности живой и неживой 
    природы. Но количественное содержание  в живых организмах и неживой природе отличается. В зависимости от содержания все химические элементы разделяют на несколько групп.
            Б) Этап осмысления. Задание 1.   
          Письменная самостоятельная работа с учебником  по заполнению таблицы
    Прочитать материал в учебнике  на стр.29-31 и заполнить таблицу.
    Макроэлементы 
    Биоэлементы 
    Микроэлементы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работают в парах. (проверка выполнения работы, выставление оценок в оценочный лист.
     (В ходе беседы и выполнения заданий электронного пособия)
    Вопросы к классу: - Сколько приблизительно химических  элементов входит в состав клетки?
     Давайте вспомним, какие основные химические элементы входят в состав клетки ?
    - Какие из этих элементов относят к биоэлементам? Макроэлементам? Микроэлементам? Почему? 
      Задание 2.     -Каково функциональное значение различных химических элементов? (приложение  №4)
    Какой вывод  можно сделать о значении химических элементов , входящих в состав живой природы?
      Задание 3 Дайте определение понятиям        (Приложение №5
    (фронтальная работа)
    6 Закрепление нового материала .
    Г)Учебная дискуссия «О чем свидетельствует сходство химического состава организмов?
    Е)     Установите соответствие между химическими элементами и структурами.
    Элемент                                                        Молекулы и структуры
    1-кальций                                            1. Гемоглобин, некоторые структуры                                                                             
    2-железо                                              2 кости зубная эмаль
     3цинк                                                   3инсулин
    4сера                                                      4аминокислоты,цистеин.
    
    7.Рефлексия: я предлагаю вам выбрать одну из фраз и продолжить ее.
    -я понял, что. . .
    - теперь я могу. . .
    -я почувствовал, что. ..
    -я смог…
    -я попытался…
    -меня удивило…
    8 .Домашнее задание Повторить материал стр.28-33.
                                         В тетради задание № 1-5
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Семикаленова Т. Н.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc

Задания к уроку