Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

История изучения клетки. (Семикаленова Т.Н.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                                Семикаленова Т.Н.
                                                                                                               МБОУ «Богородская СОШ» 
                                                                                                               Шарлыкский район
                Название предмета: биология
                Класс: 10 класс
                УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
                Уровень обучения: базовый
    Тема: История  изучения  клетки. Клеточная теория.
    Общее количество часов отведенное на изучение темы: 12часов
    Номер урока по теме -1
    Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.
    Задачи:
    Образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки
    .Развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.
    Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству воспитанию активной  творческой личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.
    Планируемые результаты :-формулировать основные положения клеточной  теории
                                         -объяснять значение клеточной теории для  развития биологии.
    Техническое обеспечение урока: компьютер , проектор, таблицы «Животная и растительная клетка»
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:kletochnai-teorii, http://cribs/me/biologiya-razvitija, http:/shpora.panweb.com/160/2903,http://muzofon.com/search.
                                                 Ход урока 
    1. Организационно   момент
    2. Проверка знаний
    Задание 1. Мозговой штурм.
    Вопросы.
    Какими царствами представлена живая природа (растения, животные, грибы, растения)?
    Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)
    Какое еще существует пятое царство? (вирусы)
    Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)
    Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)?
    Задание 2. Решение  каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?
    Задание 3. Вспомни, сопоставь, покажи.  На доске висит таблица «Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)
    3.Изучение нового материала
    (вступительное слово учителя)
    Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.
    Какие ученые внесли значительный вклад в изучение клетки?
      А)Самостоятельная работа учащихся  в парах  с электронным приложением
    Учащиеся изучают биографию и деятельность ученых , внесших значительный вклад в развитие цитологии и разработку основных положений клеточной теории. Каждая пара учащихся готовит сообщение (на 2-3 мин. ) о научной деятельности  одного ученого на выбор .Другие учащиеся по ходу их рассказа  дополняют таблицу. В результате совместно заполняется таблица.
    Исследователи
    год
    Вклад в изучение клеточного строения организмов
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Далее просмотр слайдов и материала учебника ,заполнение таблицы.Правильное выполнение задания ставится оценка»5», с использованием двух подсказок «4»
    
    В 1590 году голландец Ханс Янсен сконструировал первый оптический прибор, который состоял из трубки с двумя увеличительными стёклами, прикреплёнными к подставке.
    Слайды 2-4. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА.
    Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.
    Хотя сейчас мы знаем, что видел он не сами клетки, а их клеточные стенки.
    Слайд 5. В период с 1676 по 1719 г. современник Гука голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу учёного и подарил науке величайшее открытие. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы дающие увеличение в 100-300 раз и открыл мир одноклеточных организмов.
    Левенгук писал «О эврика! Люди, что я вижу! В этой маленькой капельке воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки были очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и были очень счастливы в жизни.
    Да и по форме «зверушки» были довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки, то по одной крутились, то по 2-3 в понятном только для них танце.
    Описание этих «зверушек» снискали голландцу мировую известность, побудили интерес к изучению живого мира.
    Слайд 6. В 1831 году шотландский ботаник Роберт Броун впервые описал ядро в растительной клетке.
    В 1834 году русский учёный П.Ф. Горянинов в своих исследованиях отметил, что все животные и растения состоят из соединенных между собой клеток, которые он называл пузырьками, мешочками или каморками. Он высказал мнение об общем плане строения растений и животных.
    В середине XIX века накопилось много информации, новых знаний о клетках.
    Слайд 7. 1838 г. Немецкий ботаник Маттиас Шлейден пришёл к выводу, что ткани растений состоят из клеток.
    Слайд 8. 1839 г. Немецкий физиолог Теодор Шванн издал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой сформулировал вывод о том, что клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов.
    Это представление и получило название теории Шванна-Шлейдена.
    Слайд 9. Основные положения теории Шванна- Шлейдена (1838-1839 г.г.):
    Все организмы состоят из клеток.
    Клетки представляют собой мельчайшие структурные единицы жизни.
    Клетки в организме возникают путём новообразований из неклеточного вещества.
    Слайд 10. Ошибки учёных.
    М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно считали, что клетки возникают путём новообразования из неклеточного вещества.
    Слайд 11. Карл Бэр – академик Российской академии в 1827 г. открыл яйцеклетку млекопитающих. Бэр установил, что все организмы начинают своё развитие из одной клетки (зиготы). Это открытие доказывает, что клетка является ещё и единицей развития всех живых организмов.
    Слайд 12. 1840 г. Ян Пуркине предложил термин «протоплазма» для обозначения живого содержимого клетки 1844 г. учёный Гуго Моль подробно описал содержимое клетки, применяя термин «протоплазма».
    Слайд 13. 1855 г. Немецкий врач Рудольф Вирхов убедительно доказал, что клетки возникают только из клеток, путём размножения – «клетки из клетки», опровергнув ошибочное представление клеткообразования Шлейдена и Шванна. Ошибкой Вирхова было то ,что он считал что клетки слабо связаны друг с другом и существуют каждая по себе. Позднее удалось доказать целостность клеточной системы.
    Слайд 14. 1876 г. Александр Флеминг открыл клеточный центр.
    Слайд 15. 1890 г. Рихард Альтман открыл митохондрии.
    Слайд 15. 1898 г. Камилло Гольджи открыл органоид, названный в честь него – аппарат или комплекс Гольджи.
    Слайд 16. На рубеже XIX и XX веков сформировалась новая биологическая Наука ЦИТОЛОГИЯ (от греческого цитос – клетка, логос – учение)
    ЦИТОЛОГИЯ изучает:
    Строение клеток и их органоидов;
    Функции органоидов и других структур клетки;
    Размножение и развитие клеток.
    Слайд 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ
    Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.
    Слайд 18. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.
    Слайд 19. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.
    Слайд 20. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.
    Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
    Записывают в тетради основные положения клеточной теории
    А теперь мы проверим как вы поняли материал сегодняшнего урока?
    Слайд 27. ЗАДАНИЕ 1
    Выполнить тестовую  работу в тетради и поставить себе оценку.
    1. Впервые увидел и описал клетки растений:
    Р. Вирхов;
    Р. Гук;
    К. Бэр;
    A. Левенгук.
    2. Усовершенствовал микроскоп и впервые увидел одноклеточные организмы:
    М. Шлейден;
    А. Левенгук;
    Р. Вирхов;
    Р. Гук.
    3. Создателями клеточной теории являются:
    Ч. Дарвин и А. Уоллес;
    Т. Шванн и М. Шлейден;
    Г. Мендель и Т. Морган;
    Р. Гук и Н. Г.
    4. Клеточная теория неприемлима для:
    грибов и бактерий;
    вирусов и бактерий;
    животных и растений;
    бактерий и растений.
    5. Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о:
    единстве химического состава;
    многообразии живых организмов;
    единстве происхождения всего живого;
    единстве живой и неживой природы.
    А теперь смотрим правильные ответы.
    5 Рефлексия
    Закончите предложение:
    «Знания, полученные на уроке мне необходимы…»
    «Я  получил полезную информацию о том что…»
    6. Домашнее задание стр.24-28
    Вопрос  Каково практическое и мировоззренческое значение клеточной теории
    Конец формы
    Начало формы
    
     

    Автор(ы): Семикаленова Т. Н.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку