Качурина Наталья Петровна
учитель географии и биологии
МБОУ «Казанская СОШ»
Названиепредмета: биология
Класс: 10
УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с;
Уровень обучения:базовый
Тема урока:Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
Место урока в системе уроков по теме: урок 7
Цель урока:
Создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотических клеток.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток; показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки;
Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы; Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Планируемые результаты:
предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
1.Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
2.Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология.
3.Презентация « Клетка-элементарная единица жизни».
4.Таблицы «Строение животной клетки», «Строение животной и растительной клетки»
5.Оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты эвглены зеленой и амёбы обыкновенной, красный лук.
6.Приложение 1
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Урок начинается с актуализации знаний о клетки. С этой целью учащимся предлагается вспомнить и нарисовать по памяти схему и подписать известные вам части клетки.
1 вариант: строения животной клетки;
2 вариант: растительной клетки
Выполняется совместно в парах. Время работы 3 минуты.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие структурные элементы вы подписали для растительной клетки?
- Какие структурные элементы вы назвали для животной клетки?
-Рассмотрите слайд «Многообразие клеток»(слайд 1) В чем заключается их сходство и чем они отличаются?
Учащиеся высказывают предположения:
- Различаются клетки по форме, размерами и выполняемым функциям.
- Сходство: имеют сходное внутреннее строение клетки.
После этого формируются цели урока. (слайд №2)
III. Изучение нового материала.
Основные части клетки и их функции.
При изучении нового материала учащиеся выполняют задания:
1.Выполнить лабораторную работу №1.
Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных»
Цель: провести сравнительный анализ строения клеток растений и животных, выявить черты сходства и различия.
Ход работы:
Задание:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и готовы микропрепарат эвглены зеленой или (амебы обыкновенной).
2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их.
3. В чем их сходство и чем они отличаются?Полученные данные оформить в виде таблицы
4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток.
Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?
(Модельный ответ: клетки животных и растений имеют органоиды, сходные по строению и функциям)
Растительная клетка
Животная клетка
Сходства
Различия
Беседа:
- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток. (слайд 4)
-Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.
(Мембрана, цитоплазма, ядро)
Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках.
2.Строение и функции плазматической мембраны.
Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран.
- Просмотр мини-ролика с мультимедийного приложения «Строение клеточной мембраны»
Строение плазматической мембраны (слайд 5).
Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков.
- Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах.
Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках.
В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки -целлюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс.
Мы узнали о строении мембраны. Давайте подумаем какую она выполняет функцию в клетке? Просмотр информации мультимедийного приложения: «Функции клеточной мембраны»
Задание в тетради: Составьте кластер о функциях мембраны.
Обсуждение кластера, проверка.
Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана?
Функции мембраны:
Ограничение внутренней среды клетки;
Сохранение формы клетки;
Защита;
Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?
(Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке).
-Просмотр мини ролика с диска о фагоцитозе и пиноцитозе.
Выпишите их определения. (слайд 6)
3. Цитоплазма, ее состав и значение.
Состав цитоплазмы приведён на слайде 7. Цитоплазма = гиалоплазма + органоиды
Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие.
Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.
4. Изучение строения и функций органоидов клетки.
Демонстрируется слайд 8 «Органоиды цитоплазмы и их классификация»
Теперь мы с вами отправимся в интересное «путешествие в мир клетки».
Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов. Работаем в группах:
Группа 1. Одномембранные органоиды.
Группа 2. Двумембранные органоиды.
Группа 3. Немембранные органоиды.
Пакеты заданий.
Группа 1. Одномембранные органоиды.
Мысль урока: Клетка –структурная единица живого.
Какие органоиды относятся к одномембранным? (стр. 58-59).
1. Какие виды ЭПС вы можете назвать, в чем их особенности, назвать их сходство и отличия.
2. Используя рис. 27 и текст учебника стр. 59-60 докажите взаимосвязь между функцией и строением ЭПС.
3. Какой органоид клетки можно образно назвать орудие самоубийства клетки?
4. Почему при разрушении лизосом клетка погибает?
Группа № 2. Двумембраиные органоиды.
Мысль урока: Клетка – структурная единица живого.
Какие органоиды относятся к двумембранным? (стр. 61-62 учебника)
1.В чем их сходство и различие.
2. Назовите их функции.
Информация к размышлению:
1. Почему зеленеет картофель, морковь?
2. В зависимости от чего может менять окраска комнатного растения колеус?
Группа № 3. Немембранные органоиды.
Мысль урока: Клетка – структурная единица живого.
Какие органоиды относятся к немембранным? (стр. 62 учебника)
1. Назовите их функции.
2. Как «работают» рибосомы.
3. Где располагаются рибосомы, клеточный центр
4. Дать понятия терминам: полирибосомы. центриоли.
Проведение проверки выполнения заданий – (один ученик от группы).
Задание:
Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме «Строение и функции органоидов клетки». Вам необходимонаписать шпаргалку, в которой очень лаконично надо описать строение и функции органоидов клетки.
Пользоваться учебником и своими записями в тетрадях.
Заполнить макет таблицы и потом вклеить в свою тетрадь.
Органоиды клетки и их функции. Табл.1
Органоиды клетки
Строение органоидов
Функции
Одномембранные органоиды
ЭПС
а) гранулярная
б) гладкая
Комплекс Гольджи
Лизосомы
Вакуоли
Немембранные органоиды
Рибосомы
Клеточный центр
Микротрубочки
Цитоскелет
Жгутики и реснички
Двумембранные органоиды
Митохондрии
Пластиды
а) хромопласты
б) лейкопласты
в) хлоропласты
Закрепление знаний по заполненной таблице.
Далее просматривается каждый органоид клетки в презентации( слайды 11-22) «Строение животной клетки» и «Строение растительной клетки»
IV.Первичноезакрепление знаний.
Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
Мы погружаемся в новое царство.
КЛЕТКА!
Не клетка, а государство:
Здесь есть таможня, центр, даже склады,
Электростанции, банк, автострады...
Но на пути возникает преграда –
Не ерунда, не забор, не ограда...
Просто мембрана.
Просто мембрана?
Попробуй прорваться,
Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
Центр управления выдаст приказ,
И лизосомы к вам мчатся тотчас.
Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
Все за работу!
Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
В клетку для вас путь навечно закрыт.
Клетка – не клетка, а государство.
Здесь правят законы единого царства.
Какие органоиды можно назвать “электростанции, банк, автострада, таможня, склад”?
Почему клетку можно назвать целым государством? Каким законам подчиняется жизнь в этом царстве?
V.Закрепление нового материала.
Проверка знаний с использованием электронного приложения к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
Задание: Выполнить тест «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды»
Взаимопроверка теста. Критерии: оценка « 5» - 22-19 баллов
оценка «4» - 18-16 баллов,
оценка «3» - 15-13 баллов
VI.Домашнее задание: п.2.7. вопросы на стр.63учебника. Составить тестовые задания по теме, как на ЕГЭ.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Что делали? Чему научились?
Модельные ответы:
клетки эукариот имеют сходные органоиды;
обеспечивают себя необходимыми веществами;
обменные процессы идут на уровне клетки;
с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.
Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни.
Саморефлексия (5 пальцев):
После урока я стал знать больше.
Углубил знания по теме, могу применить их на практике.
На уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.
Работал добросовестно и достиг цели урока.
Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем, разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик.
Выставление оценок.
Слайд 16
Автор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.docx