Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. (Качурина Н.П.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                     Качурина Наталья Петровна
                                                                                         учитель географии и биологии 
                                                                                МБОУ «Казанская СОШ»
    Названиепредмета:  биология
    Класс: 10
    УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с;
    Уровень обучения:базовый
    Тема урока:Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме: урок 7
    Цель урока:
    Создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотических клеток.
    Задачи урока:
    Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток;  показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки;
    Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы; Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
    Планируемые результаты:
    предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
    метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
    личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику   В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В.  – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
    2.Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология.
    3.Презентация « Клетка-элементарная единица жизни».
    4.Таблицы «Строение животной клетки», «Строение животной и растительной клетки»
    5.Оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты  эвглены зеленой и амёбы обыкновенной, красный лук.
    6.Приложение 1
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Актуализация знаний
    Урок начинается с актуализации  знаний о клетки. С этой целью учащимся предлагается  вспомнить и нарисовать  по памяти схему и подписать  известные вам части клетки.
    1 вариант: строения животной клетки;
    2 вариант: растительной клетки
    Выполняется совместно в парах. Время работы 3 минуты.
    Фронтальная беседа по вопросам:
    - Какие структурные элементы вы подписали для растительной клетки?
    - Какие структурные элементы  вы назвали для животной клетки? 
    -Рассмотрите слайд «Многообразие клеток»(слайд 1) В чем  заключается их сходство и чем они отличаются?
    Учащиеся высказывают  предположения:
    - Различаются клетки по  форме, размерами и выполняемым  функциям.
    - Сходство: имеют сходное внутреннее строение клетки.
    После этого формируются  цели урока.   (слайд №2)
    III. Изучение нового материала.
    Основные части клетки и их функции.
    При изучении нового материала учащиеся выполняют задания:
    
    1.Выполнить  лабораторную работу №1.
    Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных»
    Цель: провести сравнительный анализ строения клеток растений и животных, выявить черты сходства и различия.
    Ход работы:
    Задание:
    1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и  готовы микропрепарат эвглены зеленой или (амебы обыкновенной).
    2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их.
    3. В чем их сходство и чем они отличаются?Полученные  данные оформить в виде таблицы
    4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток.
     Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?
     (Модельный ответ: клетки животных и растений имеют органоиды, сходные по строению и функциям)
    
    Растительная клетка
    Животная клетка
    Сходства
    
    
    		Различия 
    
    
    
    Беседа:
    - Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток. (слайд 4)
    -Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот.  
    (Мембрана, цитоплазма, ядро)
    Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках.
    2.Строение и функции плазматической  мембраны.
    Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран.
      - Просмотр мини-ролика с мультимедийного приложения «Строение клеточной мембраны»
          Строение плазматической мембраны (слайд 5).
    Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков.
    - Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах.
    Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках.
    В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки -целлюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс.
    Мы узнали о строении мембраны. Давайте подумаем какую она выполняет функцию в клетке? Просмотр  информации мультимедийного приложения: «Функции клеточной мембраны»
    Задание в тетради: Составьте кластер о функциях мембраны. 
    Обсуждение кластера, проверка.
    Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана?
    Функции мембраны:
    Ограничение внутренней среды клетки;
    Сохранение формы клетки;
    Защита;
    Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.
    Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?
    (Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке).
    -Просмотр мини ролика с диска  о фагоцитозе и пиноцитозе.
     Выпишите их определения. (слайд 6)
    3. Цитоплазма, ее состав и значение.
    Состав цитоплазмы  приведён  на слайде 7.  Цитоплазма = гиалоплазма + органоиды
    Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие.
    Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.
    4. Изучение строения и функций органоидов клетки.
    Демонстрируется слайд 8  «Органоиды цитоплазмы и их классификация»
    Теперь мы с вами  отправимся в интересное «путешествие в мир клетки».
    Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов. Работаем в группах:
    Группа 1. Одномембранные органоиды.
    Группа 2. Двумембранные органоиды.
    Группа 3. Немембранные органоиды.
    Пакеты заданий.
    Группа 1. Одномембранные органоиды.
    Мысль урока: Клетка –структурная  единица живого.
    Какие органоиды относятся к одномембранным? (стр. 58-59). 
    1. Какие виды ЭПС вы можете назвать, в чем их особенности, назвать их сходство и отличия.
    2. Используя рис. 27 и текст учебника стр. 59-60 докажите взаимосвязь между функцией и строением ЭПС.
    3. Какой органоид клетки можно образно назвать орудие самоубийства клетки?
    4. Почему при разрушении лизосом клетка погибает?
    Группа № 2. Двумембраиные органоиды.
    Мысль урока: Клетка – структурная  единица живого.
    Какие органоиды относятся к двумембранным?  (стр. 61-62 учебника)
    1.В чем их сходство и различие.
    2. Назовите  их функции.
    Информация к размышлению:
    1. Почему зеленеет картофель, морковь?
    2. В зависимости от чего может менять окраска комнатного растения колеус?
    Группа № 3. Немембранные органоиды.
    Мысль урока:  Клетка – структурная  единица живого.
    Какие органоиды относятся к немембранным? (стр. 62 учебника)
    1. Назовите их функции.
    2. Как «работают» рибосомы.
    3. Где располагаются рибосомы, клеточный центр 
    4. Дать понятия терминам: полирибосомы. центриоли. 
    Проведение проверки выполнения заданий – (один  ученик от группы). 
    Задание:
    Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме «Строение и функции органоидов клетки». Вам необходимонаписать шпаргалку, в которой  очень лаконично надо  описать строение и функции органоидов клетки. 
    Пользоваться  учебником и своими записями в тетрадях. 
    Заполнить макет таблицы и  потом вклеить  в свою тетрадь.
    Органоиды клетки и их функции. Табл.1
    Органоиды клетки
    
    Строение органоидов
       Функции
    Одномембранные органоиды
    ЭПС
    а) гранулярная
    б) гладкая
     
    
    Комплекс Гольджи
     
     
     
    Лизосомы
     
     
     
    Вакуоли
     
     
     
    Немембранные органоиды
    Рибосомы
     
     
     
    Клеточный центр
     
     
     
    Микротрубочки
     
     
     
    Цитоскелет
     
     
     
    Жгутики и реснички
     
     
     
    Двумембранные органоиды
    Митохондрии
     
     
     
    Пластиды
    а) хромопласты
    б) лейкопласты
    в) хлоропласты
     
     
     
    Закрепление знаний по заполненной таблице.
    Далее просматривается  каждый органоид клетки  в презентации( слайды 11-22) «Строение животной клетки» и «Строение растительной клетки»
    IV.Первичноезакрепление  знаний.
    Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система.
    Мы погружаемся в новое царство.
    КЛЕТКА!
    Не клетка, а государство:
    Здесь есть таможня, центр, даже склады,
    Электростанции, банк, автострады...
    Но на пути возникает преграда –
    Не ерунда, не забор, не ограда...
    Просто мембрана.
    Просто мембрана?
    Попробуй прорваться,
    Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
    Центр управления выдаст приказ,
    И лизосомы к вам мчатся тотчас.
    Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
    Все за работу!
    Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
    В клетку для вас путь навечно закрыт.
    Клетка – не клетка, а государство. 
    Здесь правят законы единого царства.
    Какие органоиды можно назвать “электростанции, банк, автострада, таможня, склад”?
    Почему клетку можно назвать целым государством? Каким законам подчиняется жизнь в этом царстве?
    V.Закрепление нового материала.
    Проверка знаний с использованием электронного приложения к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
    Задание: Выполнить тест «Эукариотическая клетка.  Цитоплазма. Органоиды»
    Взаимопроверка теста. Критерии: оценка « 5»  - 22-19 баллов
    оценка «4»  -  18-16 баллов,
    оценка «3» -   15-13 баллов
    VI.Домашнее задание: п.2.7. вопросы  на стр.63учебника. Составить тестовые задания по теме, как на ЕГЭ. 
    VII. РЕФЛЕКСИЯ
    
    
    Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке?  Что делали? Чему научились?
    Модельные ответы:
    клетки эукариот имеют сходные органоиды;
    обеспечивают себя необходимыми веществами;
    обменные процессы идут на уровне клетки;
    с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.
    Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни.
    Саморефлексия (5 пальцев):
    После урока я стал знать больше.
    Углубил знания по теме, могу применить их на практике.
    На уроке было над чем подумать.
    На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.
    Работал добросовестно и достиг цели урока.
    
    Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем, разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик. 
    	
    Выставление оценок.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    	
    
    Слайд 16
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Качурина Н. П.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку