Качурина Наталья Петровна учитель географии и биологии МБОУ «Казанская СОШ» Названиепредмета: биология Класс: 10 УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с; Уровень обучения:базовый Тема урока:Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12 Место урока в системе уроков по теме: урок 7 Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения знаний о строении эукариотических клеток. Задачи урока: Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток; показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы; Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу. Планируемые результаты: предметные– формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе; метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; личностные– осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с. 2.Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Биология 10-11 кл. Общая биология. 3.Презентация « Клетка-элементарная единица жизни». 4.Таблицы «Строение животной клетки», «Строение животной и растительной клетки» 5.Оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты эвглены зеленой и амёбы обыкновенной, красный лук. 6.Приложение 1 Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний Урок начинается с актуализации знаний о клетки. С этой целью учащимся предлагается вспомнить и нарисовать по памяти схему и подписать известные вам части клетки. 1 вариант: строения животной клетки; 2 вариант: растительной клетки Выполняется совместно в парах. Время работы 3 минуты. Фронтальная беседа по вопросам: - Какие структурные элементы вы подписали для растительной клетки? - Какие структурные элементы вы назвали для животной клетки? -Рассмотрите слайд «Многообразие клеток»(слайд 1) В чем заключается их сходство и чем они отличаются? Учащиеся высказывают предположения: - Различаются клетки по форме, размерами и выполняемым функциям. - Сходство: имеют сходное внутреннее строение клетки. После этого формируются цели урока. (слайд №2) III. Изучение нового материала. Основные части клетки и их функции. При изучении нового материала учащиеся выполняют задания: 1.Выполнить лабораторную работу №1. Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных» Цель: провести сравнительный анализ строения клеток растений и животных, выявить черты сходства и различия. Ход работы: Задание: 1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и готовы микропрепарат эвглены зеленой или (амебы обыкновенной). 2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их. 3. В чем их сходство и чем они отличаются?Полученные данные оформить в виде таблицы 4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток. Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока? (Модельный ответ: клетки животных и растений имеют органоиды, сходные по строению и функциям) Растительная клетка Животная клетка Сходства Различия Беседа: - Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток. (слайд 4) -Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот. (Мембрана, цитоплазма, ядро) Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках. 2.Строение и функции плазматической мембраны. Термин мембрана с латыни переводится кожица оболочка. Он был предложен 100 лет назад для обозначения границ клетки. Однако в дальнейшем с развитием электронного микроскопа было обнаружено, что клеточные мембраны входят в состав многих структурных элементов клетки. Наружная клеточная мембрана имеет универсальное строение типичное для всех клеточных мембран. - Просмотр мини-ролика с мультимедийного приложения «Строение клеточной мембраны» Строение плазматической мембраны (слайд 5). Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков. - Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах. Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках. В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки -целлюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс. Мы узнали о строении мембраны. Давайте подумаем какую она выполняет функцию в клетке? Просмотр информации мультимедийного приложения: «Функции клеточной мембраны» Задание в тетради: Составьте кластер о функциях мембраны. Обсуждение кластера, проверка. Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана? Функции мембраны: Ограничение внутренней среды клетки; Сохранение формы клетки; Защита; Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее. Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? (Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке). -Просмотр мини ролика с диска о фагоцитозе и пиноцитозе. Выпишите их определения. (слайд 6) 3. Цитоплазма, ее состав и значение. Состав цитоплазмы приведён на слайде 7. Цитоплазма = гиалоплазма + органоиды Гиалоплазма занимает пространство между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие. Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме. 4. Изучение строения и функций органоидов клетки. Демонстрируется слайд 8 «Органоиды цитоплазмы и их классификация» Теперь мы с вами отправимся в интересное «путешествие в мир клетки». Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов. Работаем в группах: Группа 1. Одномембранные органоиды. Группа 2. Двумембранные органоиды. Группа 3. Немембранные органоиды. Пакеты заданий. Группа 1. Одномембранные органоиды. Мысль урока: Клетка –структурная единица живого. Какие органоиды относятся к одномембранным? (стр. 58-59). 1. Какие виды ЭПС вы можете назвать, в чем их особенности, назвать их сходство и отличия. 2. Используя рис. 27 и текст учебника стр. 59-60 докажите взаимосвязь между функцией и строением ЭПС. 3. Какой органоид клетки можно образно назвать орудие самоубийства клетки? 4. Почему при разрушении лизосом клетка погибает? Группа № 2. Двумембраиные органоиды. Мысль урока: Клетка – структурная единица живого. Какие органоиды относятся к двумембранным? (стр. 61-62 учебника) 1.В чем их сходство и различие. 2. Назовите их функции. Информация к размышлению: 1. Почему зеленеет картофель, морковь? 2. В зависимости от чего может менять окраска комнатного растения колеус? Группа № 3. Немембранные органоиды. Мысль урока: Клетка – структурная единица живого. Какие органоиды относятся к немембранным? (стр. 62 учебника) 1. Назовите их функции. 2. Как «работают» рибосомы. 3. Где располагаются рибосомы, клеточный центр 4. Дать понятия терминам: полирибосомы. центриоли. Проведение проверки выполнения заданий – (один ученик от группы). Задание: Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме «Строение и функции органоидов клетки». Вам необходимонаписать шпаргалку, в которой очень лаконично надо описать строение и функции органоидов клетки. Пользоваться учебником и своими записями в тетрадях. Заполнить макет таблицы и потом вклеить в свою тетрадь. Органоиды клетки и их функции. Табл.1 Органоиды клетки Строение органоидов Функции Одномембранные органоиды ЭПС а) гранулярная б) гладкая Комплекс Гольджи Лизосомы Вакуоли Немембранные органоиды Рибосомы Клеточный центр Микротрубочки Цитоскелет Жгутики и реснички Двумембранные органоиды Митохондрии Пластиды а) хромопласты б) лейкопласты в) хлоропласты Закрепление знаний по заполненной таблице. Далее просматривается каждый органоид клетки в презентации( слайды 11-22) «Строение животной клетки» и «Строение растительной клетки» IV.Первичноезакрепление знаний. Мысль урока: Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующая, самовоспроизводящая система. Мы погружаемся в новое царство. КЛЕТКА! Не клетка, а государство: Здесь есть таможня, центр, даже склады, Электростанции, банк, автострады... Но на пути возникает преграда – Не ерунда, не забор, не ограда... Просто мембрана. Просто мембрана? Попробуй прорваться, Чтоб внутри клетки тебе оказаться, Центр управления выдаст приказ, И лизосомы к вам мчатся тотчас. Чтоб ликвидировать мусор ненужный – Все за работу! Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит, В клетку для вас путь навечно закрыт. Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства. Какие органоиды можно назвать “электростанции, банк, автострада, таможня, склад”? Почему клетку можно назвать целым государством? Каким законам подчиняется жизнь в этом царстве? V.Закрепление нового материала. Проверка знаний с использованием электронного приложения к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Задание: Выполнить тест «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды» Взаимопроверка теста. Критерии: оценка « 5» - 22-19 баллов оценка «4» - 18-16 баллов, оценка «3» - 15-13 баллов VI.Домашнее задание: п.2.7. вопросы на стр.63учебника. Составить тестовые задания по теме, как на ЕГЭ. VII. РЕФЛЕКСИЯ Вопрос: Что мы узнали сегодня на уроке? Что делали? Чему научились? Модельные ответы: клетки эукариот имеют сходные органоиды; обеспечивают себя необходимыми веществами; обменные процессы идут на уровне клетки; с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система. Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы. Клетка - это универсальная единица жизни. Саморефлексия (5 пальцев): После урока я стал знать больше. Углубил знания по теме, могу применить их на практике. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы. Работал добросовестно и достиг цели урока. Учащиеся зажимают руку в кулак и если согласны с учителем, разжимают один палец. Количество разжатых пальцев показывает какую оценку ставит себе за работу каждый ученик. Выставление оценок. Слайд 16
Автор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Качурина Н. П.
Скачать: Биология 10кл - Приложение.docx