Алгебра. 9 класс УМК: А.Г. Мордкович /Алгебра 9класс/ в 2 частях (задачник, учебник), 2013г. Уровень обучения: базовый Тема урока: «Повторение. Системы уравнений, как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)» Общее количество часов: 3часа Место урока в системе уроков по теме: третий урок Цели урока: Обучающие: 1. Продолжать работу по формированию навыков решения задач с помощью систем уравнений второй степени. 2. Закрепить знания решения систем уравнений второй степени аналитическим способом (способ подстановки) в ходе решения задач. 3. решать задания, по данной теме, которые наиболее часто встречаются на «ОГЭ». Развивающие: 1. использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; 2. умение обосновывать свои рассуждения; Воспитательные: 1. выработка желания и потребности обобщать полученные факты; 2. воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий. 3. Побуждать учеников к самоконтролю, воспитывать интерес к математике. Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор. Задачи: образовательная: продолжить формирование навыков сознательного выбора способа решения системы; развивающая: развивать потребность в нахождении рациональных способов решения; воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся Планируемый результат: Знать: способы решения систем линейных уравнений; алгоритм решения задач. Уметь: применять удобный способ решения систем линейных уравнений; применять алгоритм решения задач на практике; использовать различные источники знаний; работать с карточками различного содержания; работать в группах, индивидуально. ХОД УРОКА 1. Организационный момент Учащимся сообщается тема урока, формируются цель и задачи урока, виды деятельности учащихся для достижения цели. 2. Проверка домашнего задания. 3. Повторение предыдущего материала в форме заданий ОГЭ, взятых из тестов. 1. Что такое система уравнений? 2. Что является решением системы? ОГЭ: -выберите пару чисел, являющейся решением системы ху = 5, 1) (-1;5) 2) (5;1) 3) (-2,5;-2) 4) (2;2.5) х-2у =3. 3. Какие существуют способы решения систем уравнений? ОГЭ: -с помощью графиков, изображенных на рисунке, решите систему. у = - 4х +3, у = х -1. 4. При решении систем графическим способом надо знать особенности графиков. ОГЭ: -на рисунке изображен график функции у =+с. Определите знаки коэффициентов а и с. 1) а>0, с>0 2) а>0, с<0 3) а<0, с>0 4) а<0, с<0 Итак, сегодня на уроке мы продолжаем формировать навыки решения задач с помощью систем уравнений. 4. Математический диктант. Перед вами лежат задания математического диктанта, выполните его. Составьте уравнение с двумя переменными, если: 1. Сумма двух натуральных чисел равна 16. 2. Периметр прямоугольника равен 12 см. 3. Одна сторона прямоугольника на 8 см больше другой. 4. Произведение двух натуральных чисел равно 28. 5. Диагональ прямоугольника равна 5 см. ( проверьте и оцените свою работу) 5. Решение задач. -Какой способ из ранее названных, не используется при решении задач с помощью систем. Почему? -Из каких этапов состоит решение задач с помощью уравнений. 1. Введение переменных по условию задачи 2. Составление при помощи них системы уравнений. 3. Работа с системой уравнений. 4. Ответ на вопрос задачи. В классе: Задача из ОГЭ на совместную работу: Два оператора, работая вместе, могут набрать текст газеты объявлений за 8 ч. Если первый оператор будет работать 3 ч, а второй 12 ч, то они выполнят только 75% всей работы. За какое время может набрать весь текст каждый оператор, работая отдельно? Решение. Пусть первый оператор может выполнить данную работу за х часов, а второй за у часов. За один час первый оператор выполняет часть всей работы, а второй . Составим систему уравнений: Ответ: первый оператор за 12 ч, второй оператор за 24 ч. Задача из ОГЭ на сплавы и смеси: Смешав 60%−ый и 30%−ый растворы кислоты и добавив 5 кг чистой воды, получили 20%−ый раствор кислоты. Если бы вместо 5 кг воды добавили 5 кг 90%−го раствора той же кислоты, то получили бы 70%−ый раствор кислоты. Сколько килограммов 60%−го раствора использовали для получения смеси? Решение. Пусть х кг и у кг — массы первого и второго растворов, взятые при смешивании. Тогда кг — масса полученного раствора, содержащего кг кислоты. Концентрация кислоты в полученном растворе 20 %, откуда Решим систему двух полученных уравнений: Замечание. Решение можно сделать несколько проще, если заметить, что из полученных уравнений следует: , откуда . Первое уравнение принимает вид , откуда х=2. Ответ: 2 кг. Задача из ОГЭ на движение: Первый велосипедист выехал из посёлка по шоссе со скоростью 18 км/ч. Через час после него со скоростью 16 км/ч из того же посёлка в том же направлении выехал второй велосипедист, а ещё через час — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 4 часа после этого догнал первого. Решение. Пусть скорость третьего велосипедиста равна v км/ч, а t ч— момент времени, когда он догнал второго велосипедиста. Начало отсчёта времени — момент, когда первый велосипедист начал движение. Тогда к моменту времени t, когда третий велосипедист догонит второго, второй велосипедист проедет расстояние км, а третий — расстояние км. Аналогично: к моменту времени когда третий велосипедист догонит первого, первый велосипедист проедет км, а третий, поскольку он был в пути на два часа меньше, проедет км. Составим систему уравнений: Умножим первое уравнение на а второе — на и вычтем первое уравнение из второго: По условию задачи подходит только положительный корень, то есть Подставляя t во второе уравнение, найдём искомую скорость: Ответ: 24 км/ч. 6.Итог урока. В конце урока оцениваются ответы учащихся у доски и математический диктант. 7.Домашнее задание. № 7.2, 7.10, 7.14
Автор(ы): Редина Л. М.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Редина Л. М.
Скачать: Алгебра 9кл - Презентация к уроку.pptx