Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Повторение. Системы уравнений, как математические модели реальных ситуаций

Текст урока

  • Конспект

     Алгебра.  9 класс
    УМК: А.Г. Мордкович /Алгебра 9класс/ в 2 частях (задачник, учебник), 2013г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: «Повторение. Системы уравнений, как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи)»
    Общее количество часов: 3часа
    Место урока в системе уроков по теме: третий урок
    Цели урока:
    Обучающие:
    1. Продолжать работу по формированию навыков решения задач с помощью систем уравнений второй степени.
    2. Закрепить знания решения систем уравнений второй степени аналитическим способом (способ подстановки) в ходе решения задач.
    3. решать задания, по данной теме,  которые наиболее часто встречаются  на «ОГЭ».
    Развивающие:	
    1. использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;
    2. умение обосновывать свои рассуждения;
    Воспитательные:
    1. выработка желания и потребности обобщать полученные факты;
    2. воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий.
    3. Побуждать учеников к самоконтролю, воспитывать интерес к математике.
    
    Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.
    Задачи: 
    образовательная: продолжить формирование навыков сознательного выбора способа решения системы;
    развивающая: развивать потребность в нахождении рациональных способов решения; 
    воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся
    Планируемый результат: 
    Знать:
    способы решения систем линейных уравнений;
    алгоритм решения задач.
    Уметь:
    применять удобный способ решения систем линейных уравнений;
    применять алгоритм решения задач на практике;
    использовать различные источники знаний;
    работать с карточками различного содержания;
    работать в группах, индивидуально.
    ХОД   УРОКА
    1. Организационный  момент    
    Учащимся сообщается тема урока, формируются цель и задачи урока, виды деятельности учащихся для достижения цели.
    2. Проверка домашнего задания.    
    3. Повторение предыдущего материала в форме заданий ОГЭ, взятых из тестов.
    1. Что такое система уравнений?
    2. Что является решением системы?
    ОГЭ:
     -выберите пару чисел, являющейся решением системы
    
    ху = 5,                 1) (-1;5)     2) (5;1)    3) (-2,5;-2)   4) (2;2.5)
    х-2у =3.
    3. Какие существуют способы решения систем уравнений?
    
    ОГЭ: 
    -с помощью графиков, изображенных на рисунке, решите систему.
    
    у = - 4х +3,
    у = х -1.
    
    
    
    
    
    
    4. При решении систем графическим способом надо знать особенности графиков.
    
    ОГЭ: 
    -на рисунке изображен график  функции у =+с. Определите знаки коэффициентов а и с.
    
    1) а>0, с>0     2) а>0, с<0      3) а<0, с>0      4) а<0, с<0
    
    
    
    
             
    
     Итак, сегодня на уроке мы продолжаем формировать навыки решения задач с помощью систем уравнений. 
    
    4. Математический диктант.
    
    Перед вами лежат задания математического диктанта, выполните его.
    Составьте уравнение с двумя переменными, если:
    1. Сумма двух натуральных чисел равна 16.
    2. Периметр прямоугольника равен 12 см.
    3. Одна сторона прямоугольника на 8 см больше другой.
    4. Произведение двух натуральных чисел равно 28.
    5. Диагональ прямоугольника равна 5 см.
                            ( проверьте и оцените свою работу)
    5. Решение задач.  
    -Какой способ из ранее названных, не используется при решении задач с помощью систем. Почему?
    -Из каких этапов состоит решение задач с помощью уравнений.
    1. Введение переменных по условию задачи 
    2. Составление при помощи них системы уравнений.
    3. Работа с системой уравнений.
    4. Ответ на вопрос задачи.
         В классе:
    Задача из ОГЭ на совместную работу:
    Два опе­ра­то­ра, ра­бо­тая вме­сте, могут на­брать текст га­зе­ты объ­яв­ле­ний за 8 ч. Если пер­вый опе­ра­тор будет ра­бо­тать 3 ч, а вто­рой 12 ч, то они вы­пол­нят толь­ко 75% всей ра­бо­ты. За какое время может на­брать весь текст каж­дый опе­ра­тор, ра­бо­тая от­дель­но?
    Ре­ше­ние.
    Пусть пер­вый опе­ра­тор может вы­пол­нить дан­ную ра­бо­ту за  х  часов, а вто­рой за  у  часов. За один час пер­вый опе­ра­тор вы­пол­ня­ет   часть всей ра­бо­ты, а вто­рой  . Со­ста­вим си­сте­му урав­не­ний:
    
        
    
    Ответ: пер­вый опе­ра­тор за 12 ч, вто­рой опе­ра­тор за 24 ч.
    Задача из ОГЭ на сплавы и смеси:
    Сме­шав 60%−ый и 30%−ый рас­тво­ры кис­ло­ты и до­ба­вив 5 кг чи­стой воды, по­лу­чи­ли 20%−ый рас­твор кис­ло­ты. Если бы вме­сто 5 кг воды до­ба­ви­ли 5 кг 90%−го рас­тво­ра той же кис­ло­ты, то по­лу­чи­ли бы 70%−ый рас­твор кис­ло­ты. Сколь­ко ки­ло­грам­мов 60%−го рас­тво­ра ис­поль­зо­ва­ли для по­лу­че­ния смеси? 
    Ре­ше­ние.
    Пусть х кг и у кг — массы пер­во­го и вто­ро­го рас­тво­ров, взя­тые при сме­ши­ва­нии. Тогда  кг — масса по­лу­чен­но­го рас­тво­ра, со­дер­жа­ще­го  кг кис­ло­ты. Кон­цен­тра­ция кис­ло­ты в по­лу­чен­ном рас­тво­ре 20 %, от­ку­да  
    Решим си­сте­му двух по­лу­чен­ных урав­не­ний:
    
    
     
    За­ме­ча­ние. Ре­ше­ние можно сде­лать не­сколь­ко проще, если за­ме­тить, что из по­лу­чен­ных урав­не­ний сле­ду­ет: , от­ку­да . Пер­вое урав­не­ние при­ни­ма­ет вид , от­ку­да х=2.
    Ответ: 2 кг.
    Задача из ОГЭ на движение:
    Пер­вый ве­ло­си­пе­дист вы­ехал из посёлка по шоссе со ско­ро­стью 18 км/ч. Через час после него со ско­ро­стью 16 км/ч из того же посёлка в том же на­прав­ле­нии вы­ехал вто­рой ве­ло­си­пе­дист, а ещё через час — тре­тий. Най­ди­те ско­рость тре­тье­го ве­ло­си­пе­ди­ста, если сна­ча­ла он до­гнал вто­ро­го, а через 4 часа после этого до­гнал пер­во­го.
    Ре­ше­ние.
    Пусть ско­рость тре­тье­го ве­ло­си­пе­ди­ста равна v км/ч, а t ч— мо­мент вре­ме­ни, когда он до­гнал вто­ро­го ве­ло­си­пе­ди­ста. На­ча­ло отсчёта вре­ме­ни — мо­мент, когда пер­вый ве­ло­си­пе­дист начал дви­же­ние. Тогда к мо­мен­ту вре­ме­ни t, когда тре­тий ве­ло­си­пе­дист до­го­нит вто­ро­го, вто­рой ве­ло­си­пе­дист про­едет рас­сто­я­ние км, а тре­тий — рас­сто­я­ние км. Ана­ло­гич­но: к мо­мен­ту вре­ме­ни когда тре­тий ве­ло­си­пе­дист до­го­нит пер­во­го, пер­вый ве­ло­си­пе­дист про­едет км, а тре­тий, по­сколь­ку он был в пути на два часа мень­ше, про­едет км. Со­ста­вим си­сте­му урав­не­ний: 
    
    
    Умно­жим пер­вое урав­не­ние на а вто­рое — на и вы­чтем пер­вое урав­не­ние из вто­ро­го:
    
    
    
    По усло­вию за­да­чи под­хо­дит толь­ко по­ло­жи­тель­ный ко­рень, то есть  Под­став­ляя t во вто­рое урав­не­ние, найдём ис­ко­мую ско­рость:
    
    Ответ: 24 км/ч.
    6.Итог урока. 
    В конце урока оцениваются ответы учащихся у доски и математический диктант.
    7.Домашнее задание.  № 7.2, 7.10, 7.14
    
     

    Автор(ы): Редина Л. М.

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку