Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

133-134 Решение неравенств методом интервалов

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Алгебра
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008
    Уровень обучения: базовый
    У р о к  133-134 (23-24).
    Решение неравенств методом интервалов
    Цель: актуализировать умения и навыки решения рациональных неравенств и систем рациональных неравенств методом интервалов.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Устная работа.
    1. Решите неравенство:
    а) х2 > 9; 	б) х2 + 10х + 25 > 0; 	в) (х – 3) (х + 2) < 0.
    2. При каких значениях х имеет смысл выражение:
    
    
    а)             ;		б)             ;		в)                 ?
    
    
    III. Повторение учебного материала.
    На примере неравенства (х – 6) (х + 5) (х + 8) < 0 повторяем, как решаются неравенства методом интервалов.
    
    (–∞; –8) (–5; 6).
    Также необходимо вспомнить влияние кратности корня на смену знака неравенства при переходе через него.
    П р и м е р.	(х + 1) (х – 2) (х2 – 6х + 9) ≤ 0;
    			(х + 1) (х – 2) (х – 3) (х – 3) ≤ 0.
    
    [–1; 2] {3}.
    На этом примере учащиеся видят, что при нестрогом неравенстве можно случайно «потерять» отдельно стоящие корни неравенства, в нашем случае это 3.
    IV. Формирование умений и навыков.
    Предлагаем для решения рациональные и дробно-рациональные неравенства. Задания разбиты на группы по уровню сложности.
    Упражнения:
    I  г р у п п а.
    1. (х – 3) (х2 – 3х + 2) > 0.
    Р е ш е н и е
    х2 – 3х + 2 = 0,  по  теореме  Виета,  х1 · х2 = 2, х1 + х2 = 3,  значит,  х1 = 2; х2 = 1.
    (х – 3) (х – 2) (х – 1) > 0.
    
    О т в е т: (0; 2) (2; 3).
    2. (х2 – 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0.
    Р е ш е н и е
    (х – 1) (х + 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0.
    
    О т в е т: [–3; –1] [1; 2].
    3. (х2 – 3х – 4) (х2 + х – 2) < 0.
    Р е ш е н и е
    (х – 4) (х + 1) (х + 2) (х – 1) < 0.
    
    О т в е т: (–2; –1) (1; 4).
    II  г р у п п а.
    1. (х – 1)2 + х2 – 4х + 3 ≥ 0.
    Р е ш е н и е
    (х – 1)2 + (х – 1) (х – 3) ≥ 0;
    (х – 1) (х – 1 + х – 3) ≥ 0;
    (х – 1) (2х – 4) ≥ 0;
    2 (х – 1) (х – 2) ≥ 0;
    (х – 1) (х – 2) ≥ 0.
    
    О т в е т: (–∞; 1] [2; +∞).
    2. х2 + 5х – 24 – (х – 3) (2 – х2 + 6х) ≤ 0.
    Р е ш е н и е
    (х – 3) (х + 8) + (х – 3) (х2 – 6х – 2) ≤ 0;
    (х – 3) (х + 8 + х2 – 6х – 2) ≤ 0;
    (х – 3) (х2 – 5х + 6) ≤ 0;
    (х – 3) (х – 3) (х – 2) ≤ 0;
    
    О т в е т: (–∞; 2] {3}.
    III  г р у п п а.
    
    1.                      < 0.
    
    
    Р е ш е н и е
    
                             > 0;                     < 0.
    
    
    
    
    О т в е т: (–∞; –1) (2; 4).
    2.  ≥ 0.
    Р е ш е н и е
                         ≤ 0;                 ≤ 0.
    
    О т в е т: (–2; 1) [2; 3].
    V. Проверочная работа (тестирование).
    В а р и а н т  1
    В а р и а н т  2
    1. Решите неравенства и изобразите множество
    его решений на координатной прямой
    3 (3х – 1) > 2 (5х – 7).
    5 (х + 4) < 2 (4х – 5).
    1) (11; +∞)
    ;
    1) (10; +∞)
    ;
    2) (–∞; 11)
    ;
    2) [10; +∞)
    ;
    3) (–∞; 11]
    ;
    3) (–∞; –10)
    ;
    4) (–∞; –11)
    .
    4) (–10; +∞)
    .
    2. Решите неравенства
    3 (1 –  х) – 2 (1 – 0,5х ) ≤ 2.
    4 (х – 1) – 9 ≥ 3.
    1) (–∞; –0,5];
    2) [0,5; +∞);
    3) (–∞; 0,5];
    4) [–0,5; +∞).
    1) [–0,4; +∞);
    2) (–∞; 0,4];
    3) (–∞; –0,4];
    4) [0,4; +∞).
    3. Решите систему неравенств
    
    
    1) (0,5; +∞);
    2) (–∞; 5);
    3) (0,5; 5);
    4) [0,5; 5].
    1) (0,6; +∞);
    2) (–∞; 2);
    3) (0,6; 2);
    4) [0,6; 2].
    4. Решите неравенство
    –4 < 2х – 1 < 2.
    1) (–1,5; 1,5);
    2) (–∞; 1,5);
    3) (–1,5; +∞);
    4) [–1,5; 1,5].
    –6 < 5х – 1 < 4.
    1) [–1; 1];
    2) (–1; 1);
    3) (–1; +∞);
    4) (–∞; 1).
    5. Решите неравенство
     ≤ 0.
     ≥ 0.
    1) (–1; 0] [2; +∞);
    2) (–∞; –2) (–1; 0]; 
    3) (–∞; –1) [0; 2];
    4) (–2; –1] [0; +∞).
    1) (–∞; –5) [1; 4];
    2) (–∞; –5] [1; 4];
    3) (–5; 1] [4; +∞);
    4) (–5; 1) (4; +∞).
    6. Решите неравенство
     ≥ 0.
     ≤ 0.
    1) (–3; –2] (2; +∞);
    2) [–3; –2) [2; +∞);
    3) (–∞; –3) [–2; 2);
    4) (–∞; –3] (–2; 2).
    1) (–∞; –6] (–1; 1,5);
    2) (–∞; –1) (0; 1,5);
    3) (–∞; –6] (–1,5; 1);
    4) [–6; –1) (1,5; +∞).
    О т в е т ы:
    В а р и а н т  1
    В а р и а н т  2
    1. 2)
    2. 4)
    3. 3)
    4. 1)
    5. 3)
    6. 3)
    1. 1)
    2. 3)
    3. 3)
    4. 2)
    5. 1)
    6. 1)
    VI. Итоги урока.
    В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:
    – В чем сущность метода интересов при решении неравенств?
    – Какие виды неравенств целесообразно решать методом интервалов?
    Домашнее задание: № 386 (б, г), № 390 (б, г), № 393 (б, г, е).
    
     

    Автор(ы): Джанаева О. В.

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx