Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый У р о к 133-134 (23-24). Решение неравенств методом интервалов Цель: актуализировать умения и навыки решения рациональных неравенств и систем рациональных неравенств методом интервалов. Ход урока I. Организационный момент. II. Устная работа. 1. Решите неравенство: а) х2 > 9; б) х2 + 10х + 25 > 0; в) (х – 3) (х + 2) < 0. 2. При каких значениях х имеет смысл выражение: а) ; б) ; в) ? III. Повторение учебного материала. На примере неравенства (х – 6) (х + 5) (х + 8) < 0 повторяем, как решаются неравенства методом интервалов. (–∞; –8) (–5; 6). Также необходимо вспомнить влияние кратности корня на смену знака неравенства при переходе через него. П р и м е р. (х + 1) (х – 2) (х2 – 6х + 9) ≤ 0; (х + 1) (х – 2) (х – 3) (х – 3) ≤ 0. [–1; 2] {3}. На этом примере учащиеся видят, что при нестрогом неравенстве можно случайно «потерять» отдельно стоящие корни неравенства, в нашем случае это 3. IV. Формирование умений и навыков. Предлагаем для решения рациональные и дробно-рациональные неравенства. Задания разбиты на группы по уровню сложности. Упражнения: I г р у п п а. 1. (х – 3) (х2 – 3х + 2) > 0. Р е ш е н и е х2 – 3х + 2 = 0, по теореме Виета, х1 · х2 = 2, х1 + х2 = 3, значит, х1 = 2; х2 = 1. (х – 3) (х – 2) (х – 1) > 0. О т в е т: (0; 2) (2; 3). 2. (х2 – 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0. Р е ш е н и е (х – 1) (х + 1) (х – 2) (х + 3) ≤ 0. О т в е т: [–3; –1] [1; 2]. 3. (х2 – 3х – 4) (х2 + х – 2) < 0. Р е ш е н и е (х – 4) (х + 1) (х + 2) (х – 1) < 0. О т в е т: (–2; –1) (1; 4). II г р у п п а. 1. (х – 1)2 + х2 – 4х + 3 ≥ 0. Р е ш е н и е (х – 1)2 + (х – 1) (х – 3) ≥ 0; (х – 1) (х – 1 + х – 3) ≥ 0; (х – 1) (2х – 4) ≥ 0; 2 (х – 1) (х – 2) ≥ 0; (х – 1) (х – 2) ≥ 0. О т в е т: (–∞; 1] [2; +∞). 2. х2 + 5х – 24 – (х – 3) (2 – х2 + 6х) ≤ 0. Р е ш е н и е (х – 3) (х + 8) + (х – 3) (х2 – 6х – 2) ≤ 0; (х – 3) (х + 8 + х2 – 6х – 2) ≤ 0; (х – 3) (х2 – 5х + 6) ≤ 0; (х – 3) (х – 3) (х – 2) ≤ 0; О т в е т: (–∞; 2] {3}. III г р у п п а. 1. < 0. Р е ш е н и е > 0; < 0. О т в е т: (–∞; –1) (2; 4). 2. ≥ 0. Р е ш е н и е ≤ 0; ≤ 0. О т в е т: (–2; 1) [2; 3]. V. Проверочная работа (тестирование). В а р и а н т 1 В а р и а н т 2 1. Решите неравенства и изобразите множество его решений на координатной прямой 3 (3х – 1) > 2 (5х – 7). 5 (х + 4) < 2 (4х – 5). 1) (11; +∞) ; 1) (10; +∞) ; 2) (–∞; 11) ; 2) [10; +∞) ; 3) (–∞; 11] ; 3) (–∞; –10) ; 4) (–∞; –11) . 4) (–10; +∞) . 2. Решите неравенства 3 (1 – х) – 2 (1 – 0,5х ) ≤ 2. 4 (х – 1) – 9 ≥ 3. 1) (–∞; –0,5]; 2) [0,5; +∞); 3) (–∞; 0,5]; 4) [–0,5; +∞). 1) [–0,4; +∞); 2) (–∞; 0,4]; 3) (–∞; –0,4]; 4) [0,4; +∞). 3. Решите систему неравенств 1) (0,5; +∞); 2) (–∞; 5); 3) (0,5; 5); 4) [0,5; 5]. 1) (0,6; +∞); 2) (–∞; 2); 3) (0,6; 2); 4) [0,6; 2]. 4. Решите неравенство –4 < 2х – 1 < 2. 1) (–1,5; 1,5); 2) (–∞; 1,5); 3) (–1,5; +∞); 4) [–1,5; 1,5]. –6 < 5х – 1 < 4. 1) [–1; 1]; 2) (–1; 1); 3) (–1; +∞); 4) (–∞; 1). 5. Решите неравенство ≤ 0. ≥ 0. 1) (–1; 0] [2; +∞); 2) (–∞; –2) (–1; 0]; 3) (–∞; –1) [0; 2]; 4) (–2; –1] [0; +∞). 1) (–∞; –5) [1; 4]; 2) (–∞; –5] [1; 4]; 3) (–5; 1] [4; +∞); 4) (–5; 1) (4; +∞). 6. Решите неравенство ≥ 0. ≤ 0. 1) (–3; –2] (2; +∞); 2) [–3; –2) [2; +∞); 3) (–∞; –3) [–2; 2); 4) (–∞; –3] (–2; 2). 1) (–∞; –6] (–1; 1,5); 2) (–∞; –1) (0; 1,5); 3) (–∞; –6] (–1,5; 1); 4) [–6; –1) (1,5; +∞). О т в е т ы: В а р и а н т 1 В а р и а н т 2 1. 2) 2. 4) 3. 3) 4. 1) 5. 3) 6. 3) 1. 1) 2. 3) 3. 3) 4. 2) 5. 1) 6. 1) VI. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – В чем сущность метода интересов при решении неравенств? – Какие виды неравенств целесообразно решать методом интервалов? Домашнее задание: № 386 (б, г), № 390 (б, г), № 393 (б, г, е).
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx