Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый Урок 129-130 (19-20). Линейные неравенства с одной переменной и системы линейных неравенств с одной переменной Цели: систематизировать знания учащихся по теме; актуализировать умения и навыки решения неравенств и систем неравенств с одной переменной. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение учебного материала. 1. Свойства числовых неравенств. 2. Неравенство первой степени kx + b > 0, где х – переменная, k, b – числа, k ≠ 0. 3. Решение неравенства с одной переменной, число х0 – такое, что k · x0 + b > 0 – верное. 4. Решить неравенство – найти все его решения или доказать, что их нет. 5. Два неравенства называются равносильными, если любое решение первого неравенства является решением второго и наоборот. 6. Свойства неравенств с одной переменной: – Члены неравенства можно переносить с противоположными знаками из одной части неравенства в другую. – В неравенстве можно приводить подобные члены. – При умножении (или делении) неравенства на положительное число знак неравенства сохраняется. – При умножении (или делении) неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный. III. Математический диктант. В а р и а н т 1 [В а р и а н т 2] 1. Запишите числовой промежуток, служащий множеством решений неравенства х ≤ 3 [у > –8]. 2. Запишите неравенство, множеством решений которого служит промежуток (–3; +∞) [(–∞; 7)]. 3. Изобразите на координатной прямой промежуток (–2; 3] [[–1; 4)] и запишите неравенство, множеством решений которого он служит. 4. Решите неравенство: 2х – 1 ≤ 2 (х – 1) [3(х – 1) ≥ 3х + 1]. 5. Решите неравенство: 5у – 10 > 10у – 5 [3x – 6 < 6x – 3]. 6. Решите неравенство: . О т в е т ы: В а р и а н т 1 [В а р и а н т 2] 1. (–∞; 3] [(–8; +∞)]. 2. х > –3 [x < 7]. 3. –2 < х ≤ 3 [–1 ≤ х < 4]. 4. Нет решений [х – любое]. 5. (–∞; –1) [(–1; +∞)]. 6. х – любое [нет решений]. IV. Формирование умений и навыков. Особое внимание обращаем на верное использование свойств неравенства, а также на возможность графической интерпретации полученных решений. Упражнения: № 1000. Р е ш е н и е а) 2,6 < < 2,7; 2,2 < < 2,3; 4,8 < + < 5. б) 2,2 < < 2,3; –2,3 < – < –2,2; 2,6 < < 2,7; 0,3 < – < 0,5. в) 2,6 < < 2,7; 2,2 < < 2,3; 5,72 < < 6,21. № 1001 (а, в, з). Р е ш е н и е а) 0,3 (2т – 3) < 3 (0,6т + 1,3); 0,6т – 0,9 < 1,8т + 3,9; –1,2т < 4,8; т > –4. (–4; +∞). в) 10 – 5 (0,3а – 0,2) ≥ 5 – 10 (0,1а + 0,2); 10 – 1,5а + 1 ≥ 5 – а – 2; –0,5а ≥ –8; а ≤ 16. (–∞; 16]. з) (1 –3,6а) (0,2а+ 3) + (4+ 0,9а) (0,8а + 10) ≤ 42,2; 0,2а + 3 – 0,72а2 – 10,8а + 3,2а + 40 + 0,72а2 + 9а ≤ 42,2; 1,6а ≤ –0,8; а ≤ –0,5. (–∞; –0,5]. О т в е т: а) (–4; +∞); в) (–∞; 16]; з) (–∞; –0,5]. № 1002 (в, е). Р е ш е н и е в) ; 2 (0,5 – 5у) ≥ 3 (0,6 – 5у); 1 – 10у ≥ 1,8 – 15у; 5у ≥ 0,8; у ≥ 0,16. е) < –4,05у; 5 (1,6 – 0,3у) + 2 (4,4 + 1,5у) + 10 · 4,05 · у < 0; 8 – 1,5у + 8,8 + 3у + 40,5у < 0; 42у < –16,8; у < –0,4. О т в е т: в) у ≥ 0,16; е) у < –0,4. № 1004 (а, в). Р е ш е н и е а) (5 – 2х) ( – 3) < 0; 2,4 < < 2,5; –0,6 < – 3 < –0,5, значит, – 3 < 0. Разделим обе части неравенства на ( – 3), получим: 5 – 2х > 0; –2х > –5; х < 2,5. в) < 0; 1,4 < < 1,5; –1,5< –< 1,4; 1,7 < < 1,8; 0,2 < – < 0,4, значит, – > 0. Разделим обе части неравенства на ( – ): <0. Дробь меньше нуля, если знаменатель меньше нуля: 2 + 7х < 0; 7х < –2; х < – . О т в е т: а) (–∞; 2,5); в) . № 1005 (в, г). Р е ш е н и е в) г) О т в е т: в) (–∞; ); г) нет решений. № 1008 (б). Р е ш е н и е В этот интервал входят целые числа 2; 3; 4; 5; 6; 7. О т в е т: 2; 3; 4; 5; 6; 7. V. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – Что называется линейным неравенством с одним неизвестным? – Какие есть утверждения о равносильности неравенств? – Каким способом можно решить систему линейных неравенств? Домашнее задание: № 1001 (б, г, е), № 1003, № 1004 (б), № 1007 (б).
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx