Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

125-126 Решение систем

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Алгебра
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008
    Уровень обучения: базовый
    У р о к  125-126 (15-16).
    Решение систем уравнений
    Цели: систематизировать знания учащихся по теме; актуализировать умения и навыки решения систем уравнений с двумя неизвестными первой и второй степени.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Устная работа.
    1. Выразите одну переменную через другую из уравнения:
    а) 5х + 2у = –6;		б) ху – 3 = 0.
    2. Определите, из какого уравнения системы какую переменную удобнее выразить:
    
    
     а)                                  	б) 	                      в) 
    
    
    
    3. Решите систему уравнений:
    
    а)               		б) 
    
    III. Формирование умений и навыков.
    Перед решением упражнений следует повторить основные способы решения систем уравнений с двумя неизвестными:
    1) способ подстановки;
    2) способ сложения;
    3) графический.
    Для лучшего закрепления знаний учащимся можно предложить презентацию «Решение систем уравнений».
    Упражнения:
    № 957 (а).
    Р е ш е н и е
    
    
    
    
    О т в е т: (4; –1).
    
    № 958 (б).
    
    Р е ш е н и е
    
    Обозначим х – у + 1 = а, х + у – 1 = b.
    
    
    
    И м е е м: 
    
    
    О т в е т: (13; 8).
    № 961.
    Р е ш е н и е
    
    а) Чтобы система не имела решений, приравняем значения у: 
    kx + b = 2,5x – 3;
    (k – 2,5) х = –3 – b.
    Если k – 2,5 = 0, а –3 – b ≠ 0, то нет решений.
    Пусть k = 2,5, b = 1.
    б) Чтобы система имела бесконечно много решений, необходимо, чтобы k = 2,5, b = –3.
    в) Если х = 4 – входит в решение, то у = 2,5 · 4 – 3;
    у = 7, тогда 7 = k · 4 + b, например, k = 1, b = 3.
    О т в е т: а) k = 2,5, b = 1; б) k = 2,5, b = –3; в) k = 1, b = 3.
    № 963 (а).
    Р е ш е н и е
    Прямая задается уравнением у = kx + b. Так как точки (0; 30) и (6; 0) принадлежат этой прямой, то
    
    Уравнение прямой: у = –5х + 30.
    О т в е т: у = –5х + 30.
    № 972 (а).
    Р е ш е н и е
    
    Построим графики функций у = –х2 + 5х  и у = х – 2,5 и найдем координаты их точек пересечения.
    1) у = –х2 + 5х.  Графиком  является  парабола,  проходящая  через  точки (0; 0), (5; 0), вершина параболы (2,5; 6,25), ветви направлены вниз.
    2) у = х – 2,5.  Графиком  является  прямая,  проходящая  через  точки (0; –2,5),(5; 0).
    
    А (5; 0), В (–0,5; –2,75).
    О т в е т: (5; 0), (–0,5; –2,75).
    № 973 (б).
    Р е ш е н и е
    
    
    О т в е т: (5; 3).
    № 974 (а).
    Р е ш е н и е
    
    
    
    О т в е т: (5; 1), (1; 5).
    № 975 (а, б).
    Р е ш е н и е
    а) 
    
    
    
    А (1; 3); В (4; 0) 
    
    б) 
    
    
    
    А (1; 3); В (3; 1) 
    
    О т в е т: а) (4; 0); (1; 3);   б) (1; 3); (3; 1).
    IV. Итоги урока.
    В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:
    – Как найти координаты точек пересечения графиков уравнений?
    – В чем состоит способ сложения при решении систем уравнений?
    – Каков алгоритм решения систем уравнений способом подстановки?
    – Любую ли систему линейных уравнений можно решить способом сложения? Способом подстановки?
    – Можно ли решить способом сложения систему, содержащую нелинейные уравнения? Когда это возможно?
    Домашнее  задание:  № 958  (а),  № 962  (а),  № 972  (б),  № 973  (д),
    № 976*.
    
     

    Автор(ы): Джанаева О. В.

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку