Название предмета Алгебра Класс 9 УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008 Уровень обучения: базовый У р о к 123-124 (13-14). Решение текстовых задач на составление уравнений Цель: актуализировать умения и навыки решения текстовых задач алгебраическим методом: составлять уравнение по условию задачи и решать его. Ход урока I. Организационный момент. II. Устная работа. 1. Решите уравнение: а) х2 – 4 = 0; б) 2t – 4t = 0; в) z2 + 5z + 6 = 0. 2. Составьте уравнение для решения задачи: а) Одно число больше другого на 5, а их произведение равно 126. Найдите эти числа. б) Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10 см. Найдите катеты треугольника, если один из них на 2 см меньше другого. в) Какую часть числа составляют 3 %, 10 %, 15 %, 26 %, 50 %, 98 %, а % этого числа? III. Формирование умений и навыков. 1. А к т у а л и з а ц и я з н а н и й. При решении текстовых задач алгебраическим методом основное внимание следует уделять процессу перевода условия задачи на математический язык. Напомним еще раз учащимся основные этапы решения текстовой задачи алгебраическим методом: 1-й э т а п. Анализ условия задачи и введение переменной. 2-й э т а п. Перевод условия задачи на математический язык (составление уравнения). 3-й э т а п. Решение полученного уравнения. 4-й э т а п. Интерпретация полученного результата. Самым важным и сложным для учащихся являются первые два этапа. Чтобы преодолеть эти трудности, необходима наглядность в представлении условия. С этой целью напоминаем, что данные условия можно заносить в таблицы, составлять схемы, графы. Также следует уделить внимание 4-му этапу. Учащиеся должны понимать, какие результаты удовлетворяют условию задачи, а какие нет (определение правдоподобности). 2. Т е к с т о в ы е з а д а ч и можно условно разбить на группы по типу уравнения: а) сводящиеся к линейному уравнению; б) сводящиеся к квадратному уравнению; в) сводящиеся к дробно-рациональному уравнению. Также задачи можно классифицировать по фабуле: а) задачи «на движение»; б) задачи «на работу»; в) задачи «на проценты и концентрацию». Упражнения: № 928. Р е ш е н и е А н а л и з: V (км/ч) t (ч) S (км) Пешеход х 1,5 + 0,5 26 Велосипедист х + 8 1,5 Пусть х км/ч – скорость пешехода, тогда (х + 8) км/ч – скорость велосипедиста. Велосипедист ехал 1,5 ч, а пешеход шел 2 ч, так как вышел на 0,5 ч раньше велосипедиста. Зная, что суммарно до встречи они преодолели 26 км, составим уравнение: 2 · х + 1,5 (х + 8) = 26; 2х + 1,5х + 12 = 26; 3,5х = 14; х = 4. 4 (км/ч) – скорость пешехода, следовательно, скорость велосипедиста равна 4 + 8 = 12 (км/ч). О т в е т: 4 км/ч; 12 км/ч. № 930. Р е ш е н и е А н а л и з: Раствор Соль (г) Вода (г) Всего (г) 20 % 60 240 300 8 % 60 240 + х 300 + х В 300 г 20 %-го раствора соли содержится 0,2 · 300 = 60 г соли. Пусть в раствор добавили х г воды, тогда общая масса раствора стала (300 + х) г. Абсолютное содержание соли в растворе не изменилось и составляет 60 г. Зная, что относительное содержание соли в растворе составило теперь 8 %, получим уравнение: 0,08 · (300 + х) = 60; 24 + 0,08х = 60; 0,08х = 36; х = 450. О т в е т: 450 г. № 936. Р е ш е н и е А н а л и з: (х + 15) м х м Пусть х м – ширина участка, тогда (х + 15) м – его длина. Зная, что площадь участка составляет 700 м2, получаем уравнение: х (х + 15) = 700; х2 + 15х – 700 = 0; D = (15)2 – 4 · 1 · (–700) = 225 + 2800 = 3025; x1 = = 20; x1 = = –35 – не имеет смысла. И м е е м: 20 м – ширина участка, 35 м – его длина. Длина изгороди равна 2 · (35 + 20) м, что составляет 110 м. О т в е т: 110 м. № 937. Р е ш е н и е Пусть в классе п учеников. Так как каждый раздал свое фото оставшимся (п – 1) ученикам, то всего было роздано фотографий п(п – 1). Зная, что всего передано 600 фотокарточек, составим уравнение: п(п – 1) = 600; п2 – п – 600 = 0; D = (–1)2 – 4 · 1 · (–600) = 2401; n1 = = 25; n1 = = –24 – не имеет смысла. О т в е т: 25 учеников. № 941. Р е ш е н и е А н а л и з: Бригады p t A I, II p1 + p2 6 1 I p1 > на 5 1 II p2 1 Пусть х – производительность первой бригады, тогда – производительность второй бригады. Первая бригада выполнит всю работу за ч, а вторая бригада – за ч, что составляет ч. Зная, что первая бригада затратит на 5 ч больше, составим уравнение: + 5; = 0; х ≠ 0, х ≠ ; 1 – 12х – 5х + 30х2 = 0; 30х2 – 17х + 1 = 0; D = (–17)2 – 4 · 30 · 1 = 289 – 120 = 169; x1 = ; x2 = . x = – не удовлетворяет условию задачи, иначе обе бригады выполнили бы работу за одинаковое время. Так как t = , то первая бригада выполнит работу за 15 ч, а вторая за 10 ч. О т в е т: 15 ч, 10 ч. IV. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – В чем суть алгебраического метода решения текстовой задачи? – Охарактеризуйте основные этапы решения текстовой задачи. – Как интерпретируются полученные результаты? Приведите примеры неправдоподобных результатов для задач «на движение», «на работу», «на смеси и концентрацию». Домашнее задание: № 929, № 939, № 944, № 950.
Автор(ы): Джанаева О. В.
Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx