Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

123-124 Решение текстовых задач на составление уравнения

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета Алгебра
    Класс 9
    УМК (название учебника, автор, год издания) «Алгебра 9» Ю.Н Макарычев,2008
    Уровень обучения: базовый
    У р о к  123-124 (13-14).
    Решение текстовых задач
    на составление уравнений
    Цель: актуализировать умения и навыки решения текстовых задач алгебраическим методом: составлять уравнение по условию задачи и решать его.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Устная работа.
    1. Решите уравнение:
    а) х2 – 4 = 0;             б) 2t – 4t = 0;             в) z2 + 5z + 6 = 0.
    2. Составьте уравнение для решения задачи:
    а) Одно число больше другого на 5, а их произведение равно 126. Найдите эти числа.
    б) Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10 см. Найдите катеты треугольника, если один из них на 2 см меньше другого.
    в) Какую  часть  числа  составляют  3 %, 10 %, 15 %, 26 %, 50 %, 98 %, а % этого числа?
    III. Формирование умений и навыков.
    1. А к т у а л и з а ц и я   з н а н и й.
    При решении текстовых задач алгебраическим методом основное внимание следует уделять процессу перевода условия задачи на математический язык. Напомним еще раз учащимся основные этапы решения текстовой задачи алгебраическим методом:
    1-й  э т а п. Анализ условия задачи и введение переменной.
    2-й  э т а п. Перевод условия задачи на математический язык (составление уравнения).
    3-й  э т а п. Решение полученного уравнения.
    4-й  э т а п. Интерпретация полученного результата.
    Самым важным и сложным для учащихся являются первые два этапа. Чтобы преодолеть эти трудности, необходима наглядность в представлении условия. С этой целью напоминаем, что данные условия можно заносить в таблицы, составлять схемы, графы.
    Также следует уделить внимание 4-му этапу. Учащиеся должны понимать, какие результаты удовлетворяют условию задачи, а какие нет (определение правдоподобности).
    2. Т е к с т о в ы е   з а д а ч и  можно условно разбить на группы по типу уравнения:
    а) сводящиеся к линейному уравнению;
    б) сводящиеся к квадратному уравнению;
    в) сводящиеся к дробно-рациональному уравнению.
    Также задачи можно классифицировать по фабуле:
    а) задачи «на движение»;
    б) задачи «на работу»;
    в) задачи «на проценты и концентрацию».
    Упражнения:
    № 928.
    Р е ш е н и е
    А н а л и з:
    
    V (км/ч)
    t (ч)
    S (км)
    Пешеход
    х
    1,5 + 0,5
     26
    Велосипедист
    х + 8
    1,5
    
    Пусть  х км/ч – скорость  пешехода,  тогда (х + 8) км/ч – скорость велосипедиста. Велосипедист ехал 1,5 ч, а пешеход шел 2 ч, так как вышел на 0,5 ч раньше велосипедиста. Зная, что суммарно до встречи они преодолели 26 км, составим уравнение:
    2 · х + 1,5 (х + 8) = 26;
    2х + 1,5х + 12 = 26;
    3,5х = 14;
     х = 4.
    4 (км/ч) – скорость  пешехода, следовательно, скорость  велосипедиста  равна 4 + 8 = 12 (км/ч).
    О т в е т: 4 км/ч; 12 км/ч.
    № 930.
    Р е ш е н и е
    А н а л и з:
    Раствор
    Соль (г)
    Вода (г)
    Всего (г)
    20 %
    60
    240
    300
    8 %
    60
    240 + х
    300 + х
    В 300 г 20 %-го раствора соли содержится 0,2 · 300 = 60 г соли.
    Пусть  в  раствор  добавили х г  воды,  тогда  общая  масса  раствора стала (300 + х) г. Абсолютное содержание соли в растворе не изменилось и составляет 60 г. Зная, что относительное содержание соли в растворе составило теперь 8 %, получим уравнение:
    0,08 · (300 + х) = 60;
    24 + 0,08х = 60;
     0,08х = 36;
     х = 450.
    О т в е т: 450 г.
    № 936.
    Р е ш е н и е
    А н а л и з:
    (х + 15) м
    
    
    х м
    Пусть х м – ширина участка, тогда (х + 15) м – его длина. Зная, что площадь участка составляет 700 м2, получаем уравнение:
    х (х + 15) = 700;
    х2 + 15х – 700 = 0;
    D = (15)2 – 4 · 1 · (–700) = 225 + 2800 = 3025;
    x1 =   = 20;
    x1 =  = –35 – не имеет смысла.
    И м е е м: 20 м – ширина участка, 35 м – его длина.
    Длина изгороди равна 2 · (35 + 20) м, что составляет 110 м.
    О т в е т: 110 м.
    № 937.
    Р е ш е н и е
    Пусть в классе п учеников. Так как каждый раздал свое фото оставшимся (п – 1) ученикам, то всего было роздано фотографий п(п – 1). Зная, что всего передано 600 фотокарточек, составим уравнение: 
    п(п – 1) = 600;
    п2 – п – 600 = 0;
    D = (–1)2 – 4 · 1 · (–600) = 2401;
    n1 =  = 25;
    n1 =  = –24 – не имеет смысла.
    О т в е т: 25 учеников.
    № 941.
    Р е ш е н и е
    А н а л и з:
    Бригады
    p
    t
    A
    I, II
    p1 + p2
    6
    1
    I
    p1
    
     > на 5
    1
    II
    p2
    
    
    1
    Пусть х – производительность первой бригады, тогда  – производительность  второй  бригады.  Первая  бригада  выполнит  всю  работу за  ч, а вторая бригада – за  ч, что составляет  ч. Зная, что первая бригада затратит на 5 ч больше, составим уравнение:
     + 5;
     = 0;
    х ≠ 0,       х ≠ ; 	1 – 12х – 5х + 30х2 = 0;
    				30х2 – 17х + 1 = 0;
    D = (–17)2 – 4 · 30 · 1 = 289 – 120 = 169;
    x1 = ;
    x2 = .
    x =  – не удовлетворяет условию задачи, иначе обе бригады выполнили бы работу за одинаковое время. Так как t = , то первая бригада выполнит работу за 15 ч, а вторая за 10 ч.
    О т в е т: 15 ч, 10 ч.
    IV. Итоги урока.
    В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:
    – В чем суть алгебраического метода решения текстовой задачи?
    – Охарактеризуйте основные этапы решения текстовой задачи.
    – Как интерпретируются полученные результаты? Приведите примеры неправдоподобных результатов для задач «на движение», «на работу», «на смеси и концентрацию».
    Домашнее задание: № 929, № 939, № 944, № 950.
    
     

    Автор(ы): Джанаева О. В.

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx