Тема: Логарифмические неравенства Цели урока: Образовательная – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при решении ключевых задач, подготовка к ЕГЭ; Развивающая – формирование способности анализировать, обобщать полученные знания применять их на практике, формирование логического мышления, развитие творческого потенциала учащихся; Воспитательная – повышение интереса к получению новых знаний, формирование навыков умственного труда через поиск рациональных путей решения задач. Тип урока: урок-практикум. Оборудование: - Персональный компьютер. - Проектор. - Презентация. Ход урока I Организационный момент Сообщается тема урока, цель. II Актуализация знаний Сегодня на уроке мы систематизируем полученные знания и научимся их применять при решении простейших логарифмических неравенств. Фронтальный опрос: 1) Дайте определение логарифмического неравенства. Ответ учащегося: Логарифмическим неравенством называется неравенство, в котором неизвестная величина стоит под знаком логарифма. 2) Чем следует руководствоваться при решении логарифмических неравенств? Ответ учащегося: При решении логарифмических неравенств необходимо руководствоваться следующим: а) при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, мы сравниваем основание логарифма с единицей; б) если мы решаем логарифмическое неравенство с помощью замены переменных, то нужно решать относительно замены до получения простейшего неравенства, при этом при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, необходимо учитывать область допустимых значений; в) при решении логарифмического неравенства при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма необходимо записывать ОДЗ неравенства. Если основание логарифма больше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства сохраняется, и неравенство равносильно системе: Если основание логарифма больше нуля и меньше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства меняется на противоположный, и неравенство равносильно системе: III Решение задач Рассмотрим решение ключевых задач. Пример 1. Решение: Т.к.; убывает на всей области определения и , то неравенство равносильно системе Ответ: (0,2;0,4). Пример 2. Решить неравенство Решение: Находим ОДЗ по определению логарифма: Перейдем в неравенства от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, при этом, так как основание логарифма меньше единицы (0,5 <1), знак неравенства поменяем на противоположный: С учетом ОДЗ, окончательно имеем, что . Ответ: Пример 3. . Решение: Т. к. ; убывает на всей области определения, то неравенство равносильно системе Ответ: (0,75;2). Пример 4. Решить неравенство Решение. По определению логарифма, область допустимых значений: Решение данного неравенства найдем с помощью метода интервалов, для этого левую часть разложим на множители. Решим квадратное уравнение . Таким образом, получили корни . Значит, левую часть неравенства можно представить в виде: Отметим нули каждого множителя (а это будут значения ) на числовой прямой и определим знаки неравенства в полученных интервалах: Учитывая знак неравенства, определим ОДЗ: ОДЗ определили, теперь приступим к решению исходного логарифмического неравенства: Представим правую часть неравенства как логарифм по основанию 2: Перейдем от неравенства относительно логарифмов к неравенству для под логарифмических функций: так как основание логарифма больше единицы (2> 1), то знак неравенства не изменится: Приравняем к нулю левую часть неравенства и решим полученное квадратное уравнение . Таким образом, получили корни . Отметим точки на числовой оси и определим знаки неравенства в полученных интервалах. Учитывая, что нас интересуют все значения , при которых данное неравенство принимает положительные значения, то получаем следующие интервалы: . Это ответ, так как данные интервалы полностью принадлежат ОДЗ. Ответ: Пример 5. Решите неравенство: Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств: Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству: Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ: Пример 6. (ЕГЭ 2016) Решите неравенство (неравенство, сводящееся к простейшему): Решение. Найдем область допустимых значений: На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования: После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем: С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ: Пример 7. Решить неравенство Решение. Находим ОДЗ: К логарифмам в левой части применим свойство суммы логарифмов: Представим правую часть неравенства как логарифм по основанию 0,5: Так как основание логарифма меньше единицы (0,5 <1), то знак неравенства изменится на противоположный: или Решая квадратное уравнение : получим корни: Отметим эти точки на числовой оси и определим знаки в полученных интервалах. Учитывая, что нас интересуют те значения , при которых данное уравнение принимает неположительные значения, получаем интервал: Пересекая полученный интервал с ОДЗ, окончательно будем иметь: Ответ: Неравенства 1-6 решаются с подробным комментированием у доски. Неравенство 7 решается индивидуально с последующей проверкой. IV Проверка знаний учащихся Тестирование учащихся по усвоению материала. 1. Найдите наибольшее целое решение неравенства а) 1 б) -2 в) 2 г) 0 2. Найти число целых решений неравенства а) 4 б) 2 в) 5 г) 6 3. Найти сумму целых решений неравенства а) 9 б) 8 в) 10 г) 12 V Разбор домашнего задания Теория по теме «Логарифмические неравенства», № 18.2 18.3 18.4 VI Итог урока Сегодня на уроке мы рассмотрели решение ключевых задач и научились их применять при решении простейших логарифмических неравенств и задач повышенного уровня сложности.
Автор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docНазвание предмета: Алгебра и начала математического анализа Класс: 11 УМК: Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, в 2-х ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ под ред. А.Г. Мордкович – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. Уровень обучения: Профильный. Тема урока: Логарифмические неравенства (решение ключевых задач). Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы: 3 часа. Место урока в системе уроков: 2 урок по теме. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при решении ключевых задач, подготовка к ЕГЭ. Задачи урока: - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при решении ключевых задач, решить задачи ЕГЭ; – Формировать способность анализировать, обобщать полученные знания и применять их на практике. Развивать творческий потенциал учащихся; – Повысить интерес к получению новых знаний, формировать навык умственного труда через поиск рациональных путей решения задач. Планируемые результаты: Умение применять свойства логарифмической функции при решении простейших неравенств. Техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 2. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 3. Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ 2014. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с 4. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2014. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63, с. (Серия «ЕГЭ. Практикум») 5. ЕГЭ 2014. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2014. Типовые тестовые задания») 6. ЕГЭ 2014. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания). 7. ЕГЭ – 2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2016. – 240 с. – (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе) 8. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. Интернет ресурсы 1. http://reshuege.ru/ 2. http://shpargalkaege.ru/ 3. http://alexlarin.net/ 4. http://mathege.ru/or/ege/Main 5. http://mathgia.ru/or/gia12/Main 6. открытый банк заданий на сайте: http://mathgia.ru 7. открытый банк заданий на сайте ФИПИ http://fipi.ru Содержание урока: I. Организационный момент II. Актуализация знаний учащихся III. Решение задач (ключевых неравенств) IV. Проверка знаний учащихся (тестирование по усвоению материала) V. Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ VI. Итог урока
Автор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект 1.docxАвтор(ы): Кузнецова С. Д.
Скачать: Алгебра 11кл - Презентация к уроку.pptx