Тема урока: Логарифмические уравнения: решение задач повышенного уровня сложности Название предмета: алгебра и начала анализа. Класс: 11. УМК: «Алгебра и начала анализа - 11 класс. Профильный уровень» - автор А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Мнемозина. 2014, в 2-х частях. 4 часа в неделю. Уровень обучения: профильный. Урок практического применения знаний и умений. Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 4. Цели урока: Образовательная: Формирование умений решать логарифмические уравнения повышенного уровня сложности, закрепить умения применять основные свойства логарифмов для преобразования выражений. Развивающая: Развивать познавательную активность учащихся, развивать умение применять знания на практике, развитие мыслительных умений. Воспитательная: воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, терпения, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе. Задачи урока: Обобщить теоретический материал по данной теме. Рассмотреть способы их решения уравнений повышенного уровня сложности. Планируемые результаты: знать понятия и свойства логарифма и их использование для преобразования выражений. Овладение учащимися на профильном уровне навыками решения логарифмических уравнений. Техническое обеспечение урока: Интерактивная доска, компьютер, проектор. Презентация “Решение логарифмических уравнений повышенной сложности ”. Рефлексивный экран на доске. Ход урока: 1. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей), сообщение темы и целей урока. 2. Актуализация знаний. Повторение основных теорем о логарифмах: 3. Устная работа: (задания показаны на слайде) Упростите: 1. 2. 3. 4. Найдите корень уравнения: 1. 2. Определить метод решения уравнения. На слайде представлены виды уравнений. Обучающиеся называют метод решения уравнения. 4. Письменная работа. Задание на повторение: Обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Сравнить числа Решение: , Итак, . Ответ: . Вопрос учителя к обучающимся: Какие свойства логарифма использованы при выполнении упражнения. 5. Физминутка. 6. Работа по теме урока. Решение логарифмических уравнений повышенного уровня сложности. На доске обучающийся выполняет задание: № 1. Решить уравнение Решение: ; ; ; ; ; ; . Проверка: Ответ: 2. На доске обучающийся выполняет задание: № 2. Задача. Юля и Дима решали задачу: некоторое заданное трехзначное число прологарифмировать по основанию 2, из полученного числа вычесть некоторое заданное натуральное число, а затем разность разделить на то же самое натуральное число. Дима перепутал и в первом действии прологарифмировал по основанию 3, а Юля посчитала правильно. Когда они сравнили свои результаты, оказалось, что полученные ими числа взаимно обратны. Найти исходное трехзначное число. Решение: Вопросы учителя к обучающимся: 1. Любые ли числа можно прологарифмировать? 2. Какие числа называются взаимно обратными? Если x – заданное трехзначное число (, а y – натуральное число, вычитаемое во втором действии, тогда: ; ; Ответ: 216. На доске обучающийся выполняет задание: № 3. Найти все значения x, при каждом из которых выражения принимают равные значения. Решение: Из условия задания следует Решим данное уравнение: Ответ: -0,5; 0. № 4. Решите уравнение с параметром: Решение. ОДЗ: х > 1, а > 0, а ≠ 1. Осуществим на ОДЗ цепочку равносильных преобразований исходного уравнения: log а а2 + log ( х2 - 1) = log а ( )3 + log a , log а ( а2 (х2 - 1)) = log а (( )3 ), а2 (х2 - 1) = (х - 1) , а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1) Так как х ≠ -1 и х ≠ 1, сократим обе части уравнения на (х - 1) а2 = Возведем обе части полученного уравнения в квадрат: а4 (х + 1) = х – 1 а4 х + а4 = х – 1 х( 1 - а4 ) = а4 + 1 Так как а ≠ -1 и а ≠ 1, то Для того чтобы значения х являлось решением уравнения, должно выполняться условие х > 1, то есть Выясним, при каких значениях параметра а, это неравенство истинно: , Так как а > 0, то полученная дробь положительна, если 1 – а4 > 0, то есть при а < 1. Итак, при 0 < a < 1, x > 1, значит, при x является корнем исходного уравнения. Ответ: при а ≤ 0, а = 1 уравнение не имеет смысла; при а > 1 решений нет; при 0 < a < 1 x. 7. Самостоятельная работа. Тест на 15 минут. Работа за компьютерами. (Каждый ученик вводит свои данные и получает текст теста. Работает над ним. Вводит ответы. По истечению 15 мин. компьютер блокирует работу. На экране появляется оценка за выполненный тест.) Примерный тест. 1. Решите уравнение: 2. Решите уравнение: 3. Решите уравнение: 4. Решите уравнение: 5. Решите уравнение: 6. Решите уравнение: 7. Решите уравнение: 8. Решите уравнение: Подведение итогов урока. Учитель комментирует оценки за урок. Домашнее задание. 1. Решить уравнение: 2.Найдите все значения параметра, для которых данное уравнение имеет только один корень . 3. Решите уравнение log a x 2 + 2 log a (x + 2) = 1. Рефлексия. Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Рекомендуемая литература: 1. Ивлев Б.М. и др. задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для 10-11 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 48с. 2. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2005. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 80с. 3. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2007. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 80с. 4. Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов, М.: Издательство «Экзамен», 2009. 5. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учеб. пособие под редакцией М.И. Сканави. – М.: Высш. шк., 1993. – 528с. 6. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 352с. 7. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2007. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 80с. 8. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» 9. «Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы» В.В. Локоть. – Москва: Аркти,2004г. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ) 10. «Вступительные испытания – 2008» Ф.Ф. Лысенко – Ростов – на – Дону: Легион, 2007г. Цифровые образовательные ресурсы 1. Уроки Алгебры 10-11классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. 2. Открытая математика. Алгебра. / С.А. Беляев; Под редакцией А.А. Хасанова. – М.: ООО «ФИЗИКОН», 2007. 3. Открытая математика. Функции и графики. / Д.И. Мамонтов, Р.П. Ушаков; Под редакцией Н.Х. Агаханова. – М.: ООО «ФИЗИКОН», 2007
Автор(ы): Стройнова О. Н.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Стройнова О. Н.
Скачать: Алгебра 11кл - Презентация к уроку.pptx