Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 54 Логарифмические уравнения [Стройнова О.Н.]

Текст урока

  • Конспект

     Тема урока: Логарифмические уравнения: решение задач повышенного уровня сложности
    Название предмета: алгебра и начала анализа.
    Класс: 11.
    УМК: «Алгебра и начала анализа - 11 класс. Профильный уровень» - автор А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. Мнемозина. 2014, в 2-х частях. 4 часа в неделю.
    Уровень обучения: профильный.
    Урок практического применения знаний и умений. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 4.
    Цели урока:
    Образовательная:
    Формирование умений решать логарифмические уравнения повышенного уровня сложности, закрепить умения применять основные свойства логарифмов для преобразования выражений.
    Развивающая:
    Развивать познавательную активность учащихся, развивать умение применять знания на практике, развитие мыслительных умений.
    Воспитательная:
    воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, терпения, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
    
    Задачи урока:
    Обобщить теоретический материал по данной теме.
    Рассмотреть способы их решения уравнений повышенного уровня сложности.
    
    Планируемые результаты: знать понятия и свойства логарифма и их использование для преобразования выражений. Овладение учащимися на профильном уровне навыками решения логарифмических уравнений. 
    
    Техническое обеспечение урока:
    Интерактивная доска, компьютер, проектор.
    Презентация “Решение логарифмических уравнений повышенной сложности ”.
    Рефлексивный экран на доске.
    
    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    
    Подготовка учащихся к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей), сообщение темы и целей урока. 
    
    2. Актуализация знаний.
    Повторение основных теорем о логарифмах:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3. Устная работа: (задания показаны на слайде)
    Упростите:
    1. 
    2.    
    3.  
    4. 
    
    Найдите корень уравнения:
    1.
    2.   
    Определить метод решения уравнения. 
    На слайде представлены виды уравнений. Обучающиеся  называют метод решения уравнения. 
    
    
    4. Письменная работа. Задание на повторение:
    Обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно.
      Сравнить числа    
    Решение:
    
    ,
    
    
    
    Итак, .
    Ответ:    .
    Вопрос учителя к обучающимся:
     Какие свойства логарифма использованы при выполнении упражнения.
    
    5. Физминутка.
    
    6. Работа по теме урока.
    
    Решение логарифмических уравнений  повышенного уровня сложности.
    На доске обучающийся выполняет задание:
    № 1.  Решить уравнение    
    Решение:
    ;
    ;
    ;
    ;
    ;
    ;
    .
    Проверка:      
                                            
    Ответ:  2.
    
    На доске обучающийся выполняет задание:
    
    № 2.  Задача.
    Юля и Дима решали задачу: некоторое заданное трехзначное число прологарифмировать по основанию 2, из полученного числа вычесть некоторое заданное натуральное число, а затем разность разделить на то же самое натуральное число.
    Дима перепутал и в первом действии прологарифмировал по основанию 3, а Юля посчитала правильно. Когда они сравнили свои результаты, оказалось, что полученные ими числа взаимно обратны. Найти исходное трехзначное число.
    Решение:
    
    Вопросы учителя к обучающимся:
    1. Любые ли числа можно прологарифмировать?
    2. Какие числа называются взаимно обратными?
    
    
    
    Если x – заданное трехзначное число (, а y – натуральное число, вычитаемое во втором действии, тогда:
    
    
    
    
    ;
     ;
    
    
    
    Ответ:  216.
    На доске обучающийся выполняет задание:
    
    № 3. Найти все значения   x,   при каждом из которых выражения
    
            принимают равные значения.
    Решение:
    Из условия задания следует
    
    Решим данное уравнение:
    
    
      
    Ответ: -0,5; 0.
    № 4. Решите уравнение с параметром:
    
    
    Решение. ОДЗ: х > 1,  а > 0, а ≠ 1.
    Осуществим  на  ОДЗ  цепочку  равносильных  преобразований  исходного  уравнения:
    log а а2 + log   ( х2 - 1) =  log а (  )3 + log a   ,
    log а ( а2 (х2 - 1)) = log а ((  )3  ),
    а2 (х2 - 1) = (х - 1)  ,
    а2 (х - 1) (х + 1) = (х - 1) 
      Так  как  х ≠ -1  и  х ≠ 1, сократим  обе  части  уравнения  на  (х - 1) 
    а2  = 
    Возведем  обе  части  полученного  уравнения  в  квадрат:
     а4 (х + 1) =  х – 1   а4 х + а4 =  х – 1  х( 1 -  а4 ) =   а4 + 1
     Так  как  а ≠ -1  и  а ≠ 1, то  
     
    Для  того  чтобы  значения  х  являлось  решением  уравнения, должно выполняться  условие  х > 1, то  есть  
    Выясним,  при  каких  значениях  параметра  а,  это  неравенство истинно:
    	 , 
    Так  как  а > 0, то  полученная  дробь  положительна, если  1 – а4 > 0, то  есть  при
    а < 1.
                      Итак, при  0 < a < 1,  x > 1, значит,  при      x является корнем исходного уравнения.
      Ответ:        при  а ≤ 0, а = 1  уравнение  не  имеет  смысла;
                          при   а > 1  решений  нет;
                          при  0 < a < 1      x.
    
    7. Самостоятельная работа.
    Тест на 15 минут. Работа за компьютерами.
    (Каждый ученик вводит свои данные и получает текст теста. Работает над ним. Вводит ответы. По истечению 15 мин. компьютер блокирует работу. На экране появляется оценка за выполненный тест.)
    Примерный тест.
    1. Решите уравнение: 
    2. Решите уравнение: 
    3. Решите уравнение: 
    4. Решите уравнение:  
    5. Решите уравнение:
    6. Решите уравнение:  
    7. Решите уравнение:  
    8. Решите уравнение:  
    Подведение итогов урока.
    Учитель комментирует оценки за урок.
    
    Домашнее задание.
    1.  Решить уравнение:
                                           
    
    2.Найдите  все  значения  параметра, для  которых  данное  уравнение  имеет  только  один  корень 
         .
    3. Решите  уравнение  log a x 2 + 2 log a (x + 2) = 1.
    
    Рефлексия.
    Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Теперь я могу…
    Я приобрел…
    Я научился…
    У меня получилось …
    Я смог…
    Я попробую…
    
    
    Рекомендуемая литература:
    1. Ивлев Б.М. и др. задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. пособие для 10-11 кл. ср. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 48с.
    2. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2005. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 80с.
    3. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2007. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 80с.
    4. Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов, М.: Издательство «Экзамен», 2009.
    5. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: Учеб. пособие под редакцией М.И. Сканави. – М.: Высш. шк., 1993. – 528с.
    6. Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 352с.
    7. Корешкова Т.А. и др. ЕГЭ 2007. Математика. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 80с.
    8. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
    9. «Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы» В.В. Локоть. – Москва: Аркти,2004г. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ)
    10. «Вступительные испытания – 2008» Ф.Ф. Лысенко – Ростов – на – Дону: Легион, 2007г.
    
    Цифровые образовательные  ресурсы
    
    1. Уроки Алгебры 10-11классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. 
    2. Открытая математика. Алгебра. / С.А. Беляев; Под редакцией А.А. Хасанова. – М.: ООО «ФИЗИКОН», 2007. 
    3. Открытая математика. Функции и графики. / Д.И. Мамонтов, Р.П. Ушаков; Под редакцией Н.Х. Агаханова. – М.: ООО «ФИЗИКОН», 2007
    
    	
     

    Автор(ы): Стройнова О. Н.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку