Предмет: математика 11 класс УМК «Алгебра и начала анализа 10-11 классы», под редакцией Г.А. Мордкович, Москва: 2011г Уровень обучения: базовый Тема урока «Понятие логарифма» Количество часов отведённых на изучение темы: 17 часов. Место урока в системе уроков по теме: первый урок изучения нового материала. Цели урока: ввести понятия логарифма; ввести обозначения для десятичных и натуральных логарифмов; сформулировать основное логарифмическое тождество и рассмотреть его применение в простейших ситуациях. Задачи урока: - закрепить вычислительные логарифмические навыки - формировать навыки работы с учебной литературой - воспитывать творческие способности обучающихся - развивать навыки самоконтроля Планируемые результаты: Знать: 1. Определение логарифма. 2. Основное логарифмическое тождество. 3. Основные логарифмические свойства. Уметь: 1. Устанавливать связь между показательным уравнением и логарифмом. 2. Вычислять логарифм числа по определению. 3. Применять свойства логарифмов при вычислении значений выражений содержащих логарифмы. Понимать: Взаимно-противоположное значение показательной функции и логарифмической. Техническое обеспечение: Учебник: Алгебра и начала анализа I и II части, проектор, презентация, таблица «Свойства логарифмов», карточки. Содержание урока 1.Организационный момент: порядок в классе, готовность класса к уроку. 2. Подготовка к изучению новой темы Слайд 2 2.1. Проверка домашнего задания. 1) Проводится визуальная проверка наличия выполненного домашнего задания. 2) Один из учащихся на доске приводит решение номера домашнего задания «Решить графически уравнение » с целью его последующего обсуждения. В это время с классом фронтально проводится проверка усвоение теоретического материала №1.530 . 2.2. Актуализация опорных знаний. 1) №1.530 Перечислите свойства функции для: а) а > 1; б) 0<а < 1. Какие свойства функции являются общими для этих случаев? 2) Обсуждение с классом выполнения номера домашнего задания «Решить графически уравнение ». 2.3. Подготовка к восприятию теоретического материала. Учащимся предлагается решить графически уравнения: Учащиеся комментируют решение по готовым чертежам. Слайд 3 Графики показательной функции и y=0 точек пересечения не имеют. Уравнение корней не имеет. Слайд 3 (по щелчку мыши) Графики функций и y= -2 точек пересечения не имеют. Уравнение корней не имеет. Слайд 4 Графики функций и y=4 пересекаются в одной точке, абсцисса которой равна 2. 2 – единственный корень уравнения. Слайд 4 (по щелчку мыши) Графики функций и y=6 пересекаются в одной точке. Ясно, что уравнение имеет один корень, заключенный в промежутке от 2 до 3. Точное значение корня по чертежу определить нельзя. 3. Объявление темы и целей урока Слайд 4 (по щелчку мыши) Обдумывая ситуацию с уравнением , математики ввели в рассмотрение новый символ. С помощью него корень данного уравнения записали так: . Читается: «Логарифм числа 6 по основанию 2». Слайд 5 Тема урока: «Понятие логарифма». Цели урока: познакомиться с понятием логарифма; сформулировать основное логарифмическое тождество; научиться вычислять логарифмы. 4. Изучение теоретического материала 4.1. Определение логарифма. Слайд 6 С обучающимися обсуждается, что: показатель степени, в которую надо возвести 2, чтобы получить 8, называют логарифмом числа 8 по основанию 2 и обозначают ; показатель степени, в которую надо возвести 3, чтобы получить 9, называют логарифмом числа 9 по основанию 9 и обозначают и т.п.; основание логарифма и основание степени в каждой строчке – одно и то же число. 4.2. Определение логарифма. Слайд 7 Слайд 8 Так как для любых значений с, то отсюда следует, что логарифм отрицательного числа, так же как логарифм нуля, не существует (графическая иллюстрация). Отметим, то точное рациональное значение можно указать не для всякого логарифма. Например, для чисел и т.п. Подобные числа являются иррациональными. 4.3 Формулы. Слайд 9 Выделим три формулы: Учащимся предлагается попробовать обосновать эти формулы. 4.4 Основное логарифмическое тождество. Слайд 10 Эту формулу называют основным логарифмическим тождеством. Примеры: 4.5 Десятичный и натуральный логарифмы. Слайд 11 Логарифм по основанию 10 обычно называют десятичным логарифмом. Вместо символа log10 принято использовать символ lg. Примеры: lg10=1, lg1=0, lg0,01=-2. Справочные сведения: В недалеком прошлом десятичным логарифмам отдавали предпочтение. Опираясь на особенности принятой десятичной системы счисления, составляли весьма подробные таблицы десятичных логарифмов, наносили их на шкалы специальных логарифмических линеек. В эпоху всеобщей компьютеризации десятичные логарифмы утратили свою ведущую роль, более важны стали логарифмы по основанию 2, но особенно широко используются в математике и технике логарифмы, основанием которых служит число е. Логарифм по основанию е обычно называют натуральным логарифмом. Вместо символа принято использовать символ ln. Примеры: lnе=1, ln1=0, 5. Закрепление нового материала Слайд 12 Необходимые для решения тренировочных упражнений формулы Карточка №1 Вычислите: Карточка №2 Вычислите: Карточка №3 Вычислите: Карточка №4 Вычислите: Слайд 13 Дополнительные тренировочные упражнения. Найдите число х. 6. Подведение итогов урока Слайд 14 Что называют логарифмом положительного числа b по основанию? Существует ли логарифм нуля; логарифм отрицательного числа? Логарифм по какому основанию называют: а) натуральным; б) десятичным? Как обозначают эти логарифмы? Выставление отметок за работу на уроке, выборочная проверка тетрадей (домашней и классной работ). 7. Домашнее задание Слайд 15 Теория Тренировочные упражнения п. 41, №41.1 (устно), №41.2 (устно), №41.3 (устно), №41.4 (устно). №41.10,-41.17 (в,г)
Автор(ы): Богомолова Т. А.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Богомолова Т. А.
Скачать: Алгебра 11кл - Презентация к уроку.ppt