Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 27 Понятие степени с любым рациональным показателем [Антяскина Е.А.]

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: Алгебра и начала математического анализа
    Класс: 11
    УМК: Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, в 2-х ч. Ч. 1 . Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 8-е издание., стер. – М. : Мнемозина, 2014г. 
    Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ под ред. А.Г. Мордкович – 8-е издание., стер. – М. : Мнемозина, 2014г. 
    Уровень обучения: Профильный
    Тема урока: Понятие степени с любым рациональным показателем
    Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы: 3 часа
    Место урока в системе уроков: 2 урок по теме
    Цель урока: Закрепление понятия степени с любым рациональным показателем при решении упражнений.
    Задачи урока: 1) обучающая:  повторить и обобщить ранее изученный материал, отработка навыков с помощью решения прототипов заданий ЕГЭ; 
    2) развивающая: развить логическое мышление учащихся, совершенствовать умения анализировать и применять имеющиеся знания в различных ситуациях;
    3) воспитательная: убедить учащихся в научной, практической и жизненной значимости изучаемой темы; воспитывать у учащихся аккуратность, умение слушать, высказывать свое мнение, культуру поведения.
    Планируемые результаты:  Уметь применять различные методы, для решения различных задач
    Техническое обеспечение: Компьютер, интерактивная доска, документ-камера
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Официальный информационный портал ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/, Математика on-line (занимательная математика школьникам): http://www.math-on-line.com/ , Задачи http://www.problems.ru/ и т.д.
    Содержание урока: Степень с рациональным показателем и её свойства. Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем.
    
    
    
    
    
    
    
    Конспект урока по теме: Понятие степени с любым рациональным показателем
    «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 99 процентов потения.»
    Эдисон Т.
    Цель урока: Закрепление понятия степени с любым рациональным показателем при решении упражнений.
    Задачи урока:
     1) обучающая:  повторить и обобщить ранее изученный материал, отработка навыков с помощью решения прототипов заданий ЕГЭ; 
    2) развивающая: развить логическое мышление учащихся, совершенствовать умения анализировать и применять имеющиеся знания в различных ситуациях;
    3) воспитательная: убедить учащихся в научной, практической и жизненной значимости изучаемой темы; воспитывать у учащихся аккуратность, умение слушать, высказывать свое мнение, культуру поведения.
    
    Ход урока:
    I Организационный  момент (Слайд 1)
    
    Ребята, вы обратили внимание на эпиграф сегодняшнего урока? Приступим к 99% потения. 
     
    II Актуализация знаний (Слайд 2)
    
    Проверка домашнего задания с помощью документ-камеры.
    Повторение теоретического материала.
    
     Определение 1. Если  - обыкновенная дробь (p, ) и  понимают , т.е. 
    
    
    
    Определение 2. Если  – обыкновенная дробь () и a0, то под  понимают  :
    
    
    Найти и объяснить различия между двумя определениями.
    
    
    3 слайд
    Решить уравнения:
    a) ;          б).
    Решение: а) Возведем обе части уравнения в куб . 
    Ответ: а)  б) 1.
    Вопрос: Метод решения данных уравнений одинаковый(возведение частей уравнения в одну и ту же степень), почему ответы разные?
    
    4 слайд
    Ответ: Это практически то же самое уравнение, что и в пункте а), но с одной существенной оговоркой: поскольку переменная x возводится в дробную степень, она по определению должна принимать только неотрицательные значения. значит, из найденных выше двух значений х в качестве корня уравнения мы имеем право взять лишь значение х=1.
    
    5 слайд
    «Найди ошибку»:
    
    1. Имеют ли смысл выражения:
    а)     б)     в)     с)      д) 
    
    2. Уравнение имеет три корня . Так ли это?
                                      
    Ответы: 1) Только а); 2) нет, корень один: 7, т.к..
    
    
    III Проверка знаний учащихся (6 слайд)
    Математический диктант
    Вариант 1
    1. представьте выражение в виде степени с рациональным показателем 
    а)	;	 б) .
    2. представьте выражение в виде корня из числа или выражения
    а) ;	б) .	
    3.вычислите: 
    а) ;	б)  в) .
    Вариант 2
    1. представьте выражение в виде степени с рациональным показателем 
    	а) ;	б) ;
    2. представьте выражение в виде корня из числа или выражения
    а) ;	б) .
    3.вычислите: 
    а) ;	б)  в) .
    Матрица ответов:
    
    Задание 1
    Задание 2
    Задание 3
    Вариант 1
    
    
    
    
    2
    4
    
    Вариант 2
    
    
    
    
    11
    16
    1
    
    IV Физкультурная минутка (7 слайд )
    Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, вправо-влево и обратно. Описывайте глазами различные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по часовой стрелке и обратно). 8-10 раз.
     
    
    
    V Решение упражнений (8 слайд)
    Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или возводится в дробную степень называются иррациональными.
    Основные методы решения иррациональных уравнений:
    - метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;
    - метод введения новых переменных;
    - функционально-графический метод.
    
    
    
    
    
    
    9 Слайд
    Решить уравнение 
    Решение. Введём новую переменную  Тогда  
    Значит, получаем квадратное уравнение относительно новой переменной y:
       Решив это уравнение, получим:  
    Теперь задача сводится к решению двух уравнений: 
    Первое уравнение не имеет корней, поскольку (напомним еще раз) область допустимых значений для переменной х в подобных случаях определяется условием  а тогда и  
    Решая второе уравнение, последовательно находим:
     
    Ответ: .
    
    Решение задач: 8.13 г, 8.17б, 8.24 а, 8.29а , 8.32 а (проверка с помощью документ-камеры).
    
    VI  Итог урока (10 слайд)
     Сегодня на уроке закрепили понятие степени с любым рациональным показателем при решении ключевых задач. Рассмотрели различные методы решения иррациональных уравнений.
    
    VII  Разбор домашнего задания. (11 слайд)
    Пункт 8 страница 50-55 учебник; Задачник страница 48-49: пункт 8.24 в)г), пункт 8.26 в)г), пункт 8.29 в)г).
    Дополнительное задание: №8.36 задачник.
    
     

    Автор(ы): Антяскина Е. А.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку