Название предмета: алгебра и начала анализа Класс: 11 УМК: Алгебра и начала анализа, А.Г. Мордкович, 2013г. Уровень обучения: профильный Тема урока: Понятие степени с любым рациональным показателем Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3ч Место урока в системе уроков по теме: 1-й урок Цель урока: Расширить и углубить знания обучающихся о степени числа; ознакомление обучающихся с понятием степени с рациональным показателем и их свойствами. Задачи урока: - создать условия для «открытия» нового понятия «степень с рациональным показателем», новых («старых») свойств степени с дробным показателем; - развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии; - воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе. Планируемые результаты: уч-ся должны знать определение степени с рациональным показателем и ее свойства, уметь применять эти свойства при упрощении выражений, содержащих степень с рациональным показателем. Техническое обеспечение урока: учебник, задачник, ноутбук, презентационный материал Power Point; Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Учебник «Алгебра и начала анализа 11 класс» А.Г. Мордкович, П.В. Семенов http://mathege2016.ru (открытый банк заданий ЕГЭ по математике) http://ege.sdamgia.ru/ http://terver.ru Ход урока. 1. Организационный момент, проверка готовности к уроку. 2. Мотивация урока. «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь» М.В.Ломоносов 3. Актуализация опорных знаний Вопросы: Ответы: Что означает запись ап Степень с натуральным показателем Как называется а? а- основание Как называется п? п- показатель степени а -п =? а -п = 1/ ап ( при a 0) Запишите в тетради свойства степени с целым показателем. am ∙ an = a(m + n) am : an = a(m-n) ( при a 0) (am)n = a(m ∙ n) (a ∙ b)n = an ∙ bn (a/b)n = (an)/(bn) (при b 0) a1 = a a0 = 1 ( при a 0) Почему a0 = 1 ( при a 0)? a0 = а1 – 1 = а1 : а1 = а : а = 1 a 0 т.к. на 0 делить нельзя! Какие числа называются натуральными, целыми, рациональными? Изобразить их с помощью кругов Эйлера. Запишите формулу рационального числа т / п, при т Z, п N Вычислите: 25; 2 0; 2 – 3; 23/5 25 = 32; 2 0 = 1; 2 – 3 = = 0,125; 23/5 = ? 4. Объяснение нового материала. Вы умеете вычислять значение степени с любым целочисленным показателем. Но математики на этом не остановились. На нашем уроке мы обсудим, какой смысл придается в математике понятию степени с дробным показателем, научимся вычислять значение степени и применять свойства степеней. Если вводить символ 23/5, то каким математическим содержанием его наполнить? Хорошо бы, рассуждали математики, чтобы сохранялись привычные свойства степеней, например, (am)n = a(m ∙ n), в частности выполнялось следующее равенство: (1) (23/5)5 = 23 (поскольку 3/5 ∙ 5 = 3). Пусть а = 23/5, тогда равенство (1) можно переписать в виде а5 = 23, откуда получаем а = . Значит появилось основание определить 23/5 как . Подобные соображения и позволили математикам принять следующее определение 1: (учебник с.51) Если р/q – обыкновенная дробь (р > 0, q > 0, q 1) и а 0, то под ар/q понимают . Примените определение: 31/2 = ; 75/4 = . Пример 1. Вычислите: а) 641/6 = = = 2 б) 272/3 = = ()2 = 32 = 9 в) 051/4 = 0 г) ( - 8)1/3. Это задание не корректно, поскольку нет определения степени с дробным показателем для случая отрицательного основания. Допустим, что ( - 8)1/3 = = ─2. Тогда пришлось столкнуться с такой неприятностью: - 2 = ( - 8)1/3 = ( - 8)2/6 = = = 2. Поэтому математики запретили себе возводить в степень с дробным показателем отрицательные числа. Определение 2: (учебник с.53) а –р/q = 1 / а р/q, а > 0. Примените определение: 3 - ½ = 1/31/2 = 1/; 7 - 5/4 = 1/ 75/4 = 1/ . Для степени с любым рациональным показателем справедливы следующие свойства: (а > 0, в > 0, s и t – произвольные рациональные числа) as ∙ at = a(s+ t) as : at= a(s - t) (as)t = a(s ∙ t) (a ∙ b)s = as ∙ bs (a/b)s = (as)/(bs) Пример 2. Упростить выражение: (х1/3 + у1/3)2 – 2 – 1/() – 2 = х2/3 1) (х1/3 + у1/3)2 = (х1/3)2 + 2∙ х1/3∙ у1/3 + (у1/3)2 = х2/3 + 2∙ х1/3∙ у1/3 + у2/3 2) = (ху)1/3= х1/3 ∙ у1/3 3) 1/() – 2 = () 2= (у1/3)2 = у 2/3 4) х2/3 + 2∙ х1/3∙ у1/3 + у2/3 - 2 х1/3 ∙ у1/3 - у 2/3 = х2/3 5. Первичное закрепление изученного материала. №8.1 Имеет ли смысл выражение? (ответить устно) 5.1.Работа в парах: (выполнить задание, приступить к взаимопроверке) Вариант 1. Вариант 2. № 8.2 (аб) № 8.2 (вг) № 8.4 (аб) № 8.4 (вг) № 8.5 (аб) № 8.5 (вг) № 8.6 (аб) № 8.6 (вг) № 8.7 (аб) № 8.7 (вг) Решение: Вариант 1. Вариант 2. а) 52/3 = = б) 33,5 = 37/2 = = в) 6 3/8 = = г) 43,25 = 413/4 = а) 0,20,5 = 0,21/2 = б) t0,8 = t 4|5 = в) в1,5 = в 3|2 = г) 8,50,6 = 8,53/5= а) (2а)1/2 = б) 3 (х – у)2/3 = 3 в) (2в)1/4 = г) 3 (а + в)3/4 = 3 а) = в 4/5 б) = а2/3 в) = с 2/11 г) = а1/5 а) = в – ½ б) 1/ = х3/4 в) = в – 5/12 г) 1/ = а2/3 5.2. Решите примеры из открытого банка заданий ЕГЭ по математике: №26738 Найдите значение выражения: = 50,36 ∙ (52)0,32 = 50,36 ∙ 50,64 = 51 =5 №26739 Найдите значение выражения Решение: = = 36,5 – 4,5 = 32 = 9 №26740 Найдите значение выражения: = 7 4/9 ∙ (72)5/18 = 7 4/9 ∙ 7 5/9 = 79/9 = 71 = 7 №26741 Найдите значение выражения Решение: = = = 1,5 №26747 Найдите значение выражения . Решение: ()2 = ()2 = (21/2)2 = 2 № 77410 Найдите значение выражения . Решение: = = 42 № 77408 Найдите значение выражения . Решение: = 2 № 77400 Найдите значение выражения при . Решение: = в1/5 ∙ в 9/5 = в10/5 = в2 = 72 = 49 Решить уравнение: х – 2/3 – 2х – 1/3 – 8 = 0 заменим х – 1/3 = у ОДЗ: у > 0 у2 – 2у – 8 = 0 у1 = - 2 ОДЗ у2 = 4 ОДЗ вернемся к замене: х – 1/3 = 4 х 1/3 = = х = ()3 = Ответ: 6. Итог урока. А теперь ответим на вопросы: Я: как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли я собой? Мы: насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – чего было больше, какие у меня были затруднения в общении с группой? Дело: я достиг цели учения, в чем я затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы? 7. Домашнее задание. 8, №№ 8.10 – 8.17 (аб) на повторение: 1. Решить уравнение: 3 – 2х = 2. Решить неравенство: ≥ х – 1.
Автор(ы): Анпилогова Л. В.
Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Анпилогова Л. В.
Скачать: Алгебра 11кл - Презентация к уроку.pptx