Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 16 Функция вида корень n-ой степени из x, свойства и график [Попова В.С.]

Текст урока

  • Конспект

     Алгебра,  11 класс
    Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл., 2011 год издания
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Функция ,  ее свойства и графики.
    Количество часов, отведенное на изучение темы – 3 часа
    Урок 1. Объяснение нового материала
    Цель урока: рассмотреть свойства и графики функции  
    Задачи урока:
    Образовательная: подготовить к восприятию  новой  темы, повторить свойства и графики функций y=x2   и , y=x3 и ; разобрать особенности графика и свойств функции , формировать умения выполнять  построения графиков функции.
    Развивающая: развивать мыслительную активность, интерес к предмету; способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, делать выводы; выполнение заданий различного уровня сложности.
    Воспитательная: воспитание аккуратности, усидчивости,  внимательности.
    Планируемые результаты: уметь находить значения выражения, содержащие корни n-й степени, знать свойства функций y = , выполнять построение графиков функций двумя способами: сдвиг графика исходной функции или переход к вспомогательной системе координат, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных свойств, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран для демонстрации, презентация.
    Содержание урока.
    I. Организационный момент. (слайд 1)
    Учебно-воспитательная задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
    Эпиграф к уроку: 
    «Никогда не считай, что ты знаешь всё, что тебе уже больше нечему учиться».
    Н.Д. Зелинский 
    II. Проверочная работа.
    Учебно - воспитательная задача: контроль знаний  определения корня n-степени и умений решать уравнения.
    Вариант 1
    1. Найдите значение выражения.
    а) 				б) 			в) 
    г) 		д) 
    2. Решите уравнение.
    а) х4 = 16;			б) х3 = ;			в) х6 = –1;
    г) х8 = 12;			д)  = –3;		е)  = 2.
    3. Расположите числа в порядке возрастания.
    а) ; ; 3; ;		б) – 2; ; ; .
    Вариант 2
    1. Найдите значение выражения.
    а) 			б) 			в) 
    г) 		д) 
    2. Решите уравнение.
    а) х3 = ;			б) х4 = 81;			в) х8 = –1;
    г) х6 = 5;				д)  = 2;		е)  = –4.
    3. Расположите числа в порядке возрастания.
    а) ; ; 1; ;		б) –3; –; ; .
    III. Объяснение нового материала. 
    Учебно-воспитательная задача: организовать работу для успешного формирования выводов о графиках и свойствах функции.
    - Сегодня на уроке будем говорить о функции , ее графике и свойствах (слайд 2).
    Если n=2, то функция нам уже известная  (слайд 3).
    
    
    
    
    
    Рассмотрим график функции y=x2   при х.
    
      
    
    -Что представляет собой графики этих функций? (Планируемый ответ.  Одна и та же кривая – ветвь параболы, расположенная по-разному на координатной плоскости).
    Как расположены графики относительно друг друга? (Планируемый ответ. Симметрично относительно прямой y=x)
    
    
    
    Рассмотрим случай, когда n=3 при х. Постройте самостоятельно графики функций 
    y=x3 и  в одной системе координат. 
    Сформулируйте общий вывод о графике функции при  .
    (Планируемый ответ. Вывод: график функции при   симметричен графику ,  относительно прямой y=x)
    Перечислите свойства функции при  (слайд 4).
    (Область определения, область значения, свойство четности, монотонности, ограниченности, наибольшее и наименьшее значение, свойство непрерывности, дифференцируемости).
    Замечание: свойства функций при   и ,   обладают одними и теми же свойствами, но  имеют разные графики. Поэтому в математике ввели новое свойство выпуклости вверх и выпуклости вниз.
    График функции при  обращен выпуклостью вверх и ,   обращен выпуклостью вниз.
    Рассмотрим функцию при  для n- нечетного значения (слайд 5).
    Если n- нечетное число (3, 5, 7, …), то - нечетная функция. Действительно, пусть         . Тогда .
    Значит, график функции для n- нечетного симметричен относительно начала координат.
    
    
    
    Перечислите свойства функции при  n- нечетном.
    Итак, сделаем вывод. Какой график имеет функция ? Какими свойствами обладают графики функций (слайд 6).
    (В процессе повторения в тетрадях учащихся должны появиться графики функций y =  и их свойства) 
    , n - четное
    , n - нечетное
    Свойства:
    1) 
    2) 
    3) Ни  четная, ни нечетная
    4) Возрастает на 
    5) Ограничена снизу
    6) y наим= 0
    7) непрерывна
    8) выпукла вверх на 
    9) дифференцируема при х>0
    Свойства:
    1) 
    2) 
    3) Нечетная
    4) Возрастает на 
    5) Неограниченна 
    6) Наиб. и ним. значений не имеет
    7) непрерывна
    8) выпукла вверх на , выпукла вниз на 
    9) дифференцируема при х≠0
    
    IV. Формирование умений и навыков.
    Учебно-воспитательная задача: основное внимание следует уделить формированию у учащихся умения строить графики функций вида y = .
    -Какие способы построения графиков вам известны? 
    (Планируемый ответ: Построение графиков функций можно осуществлять двумя способами: сдвигать график исходной функции или переходить к вспомогательной системе координат)
    Выполнить в классе:  
    № 34.2 (а; б) (слайд 7)
    № 34.3 (а. сдвиг графика функции на 1 единицу влево, б. сдвиг графика функции на 2 единицы вправо) (слайд 8)
    №34.4 (б) сдвиг графика функции на 4 единицы вниз (слайд 9)
    № 34.5 (а; б) (слайд 10)
    Решение:
    Построение графиков функций можно осуществлять двумя способами: сдвигать график исходной функции или переходить к вспомогательной системе координат.
    а) y =– 3				б) y =  + 2
    		
     № 34.11.
    Решение:
    y = 
    Графиком  функции  у = 2х2  является  парабола,  а  графиком  функции у = – ветвь параболы.
    Сначала построим график функции у = 2х2 на луче (–; 0), а затем построим график функции у = на луче [0; +). Оба кусочка изобразим в одной системе координат.
    
    Свойства:
    1) D (y) = (–; +);
    2) ни чётная, ни нечётная;
    3) убывает на (–; 0], возрастает на [0; +);
    4) ограничена снизу;
    5) yнаим. = 0; yнаиб. не существует;
    6) непрерывна;
    7) Е (у) = [0; +);
    8) дифференцируема при х  0.
    В классе с высоким уровнем подготовки дополнительно можно выполнить № 34.22 (а).
    Решение:
    y = .
    Преобразуем подкоренное выражение:
     = х – 1.
    Получим функцию y = , где х  4. Построим её график:
    
    V. Итоги урока.
    Вопросы учащимся:
    – Что называется корнем п-ой степени из числа?
    – В каком случае выражение  не имеет смысла?
    – Перечислите свойства функции y = , если п – чётное.
    – Перечислите свойства функции y = , если п – нечётное.
    – Почему функция y =  не дифференцируема в точке х = 0?
    – Как построить график функции y = – 3?
    Домашнее задание: п. 34 (учебник), задачник № 34.2 (в; г), 34.5 (в; г), 34.7, 34.12.
    Дополнительно: № 34.22 (б).
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Попова В. С.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку